Откуда берутся снег и лёд?

1. Практическая работа «Выполняем опыты со снегом и льдом».

1) С помощью учебника сформулируйте цель опытов.

Цель опытов: изучить свойства снега и льда.



2) Рассмотрите и назовите предметы оборудования.

Оборудование: деревянная палочка, кирка, разноцветный картон или цветная бумага, два лабораторных стакана.

3) Опишите каждый выполненный опыт по плану: а) что делали; б) что наблюдали; в) какой сформулировали вывод.

Опыт 1.

Действия:

  • На столе насыпать небольшую горку снега и положить кусочек льда.
  • Попробовать разрыхлить снег деревянной палочкой — удалось
  • Попробовать разрыхлить кусочек льда деревянной палочкой — не удалось
  • Попробовать разбить снег киркой — не удалось.
  • Попробовать разбить лед киркой — удалось.

Откуда берутся снег и лёд?

Наблюдение:

  • Снег можно легко разрыхлить палочкой, но нельзя разрубить киркой — кирка просто проходит сквозь него, так как снег рассыпается.
  • Лёд нельзя разрыхлить палочкой — он слишком плотный, но можно разбить киркой на мелкие осколки.

Вывод: снег рыхлый, а лёд хрупкий.



Опыт 2.

Действия:

  • На столе разложить листы цветной бумаги или картона. 
  • На один из листов насыпать небольшую горку снега — картон под снегом не виден.
  • На другой лист положить кусочек льда — цвет картона можно определить сквозь лёд.
  • Повторить эксперимент с другими листами бумаги.

Откуда берутся снег и лёд?

Наблюдение:

  • Снег всегда выглядит белым, независимо от того, на листе какого цвета он лежит.
  • Лёд не обладает каким-то постоянным определённым цветом. Он меняет свой цвет в зависимости от того, на листе какого цвета он лежит.

Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.

Опыт 3.

Действия:

  • На листы одинакового цвета насыпать небольшую горку снега и положить кусочек льда. 
  • Провести наблюдение.

Откуда берутся снег и лёд?

Наблюдение:

  • Сквозь снег невозможно определить какого цвета лист лежит под ним.
  • сквозь лёд всегда можно определить какого цвета лист лежит под ним. 

Вывод: снег непрозрачный, а лёд прозрачный.

Опыт 4.

Действия: 



  • В лабораторный стакан насыпать снег.
  • В лабораторный стакан положить лёд.
  • Оставить оба лабораторных стакана при комнатной температуре.
  • Посмотреть результат опыта через 2 часа.

Откуда берутся снег и лёд?

Наблюдение:

  • И снег, и лёд при комнатной температуре растаяли и превратились в воду. 

Вывод: в тепле снег и лёд тают, образуется вода.

4) Обобщите выводы о свойствах снега и льда.

  • Снег рыхлый, белый, непрозрачный, тает в тепле.
  • Лёд хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает в тепле.

5) Оцените результаты работы (достигнута ли цель опытов).

Цель опытов достигнута — я изучил свойства снега и льда. 

6) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

2. В каком столбике описаны свойства снега, а в каком — льда? Укажи стрелками.

Откуда берутся снег и лёд?

3. Дорисуй снежинки. Сравни их. Что общего можно обнаружить у всех снежинок? А чем они различаются?

Все снежинки симметричны относительно своего центра. Различаются они своим рисунком — каждая снежинка особенная. 

Откуда берутся снег и лёд?

4. Рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего построена крепость. Из чего сделаны рыбки?

Крепость построена из снежных блоков. Откуда берутся снег и лёд?

Рыбки сделаны изо льда.

Откуда берутся снег и лёд?

Сфотографируйте снег и лёд в природе, на улицах города (села). Свои фотографии поместите здесь. Расскажите с их помощью, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

Можно кататься на санках со снежных гор

Откуда берутся снег и лёд?

Можно в заснеженном лесу кататься на лыжах

Откуда берутся снег и лёд?

По льду можно кататься на коньках

Откуда берутся снег и лёд?