Россия на карте

1. Допиши определение.

Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

3. Практическая работа «Учимся читать карту». Цель работы: освоить приёмы чтения карты. Оборудование: у одного из работающих в паре учебник открыт на с. 90—91, у другого — на с. 94—95. Ход работы:

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

Север на карте вверху, юг — внизу, запад — слева, восток — справа.

Россия на карте

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

Россия на карте

Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Россия на карте

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Карта — богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

  • Северный Ледовитый океан
  • Восточно-Европейская равнина
  • Баренцево море
  • Уральские горы
  • Западно-Сибирская равнина
  • Чёрное море
  • Кавказские горы
  • Охотское море
  • Тихий океан

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка — это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград — это города

Вариант 3. Приведи примеры (2—3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород