§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)
Вспомним
1. Чем человек отличается от других живых существ?
Все живые существа на нашей планете отличаются друг от друга по различным биологическим признакам (вес, размер, наличие крыльев, хвостов и т.д.). Человек тоже имеет значительные отличия от других живых существ, которые не характерны для других животных (например, развитый головной мозг, отсутствие шерстяного покрова, прямое хождение, наличие ногтей).
Но все же самое главное отличие человека от животного – это наличие разума и его различных проявлений (сознание, долгосрочная память, чувства, эмоции, нравственность, темперамент, фантазии, творчество и т.д.). Именно благодаря способности размышлять человек может не только решать гораздо более сложные задачи, чем животные, но и осознавать себя и свое место в этом мире, а также делать на основе этой информации логические умозаключения (выводы) и выстраивать отношения с другими людьми в человеческом обществе. Поэтому можно говорить о том, что человек принадлежит к двум мирам – миру биологическому (животному) и миру социальному (общественному).
Ученые считают, что разум у человека имеется благодаря особому строению головного мозга человека (а точнее, коры головного мозга). Также считается, что человек получил разум эволюционным путем, в результате длительного совместного проживания в обществе себе подобных. Существуют и другие гипотезы появления человека разумного (в результате случайной генетической мутации, или вследствие генной инженерии). Но на данный момент приоритетной в науке является эволюционная версия Чарльза Дарвина, хотя и она не безупречна.
2. Что лежит в основе поведения животного?
В основе поведения животного лежат, в основном, инстинкты. Это заранее определенные «модели поведения» в зависимости от того, в какие обстоятельства попадает (или находится) животное. И у всех животных эти инстинкты разные. В частности, инстинкты определяют, например, специфику движений животного (плавает, летает или ползает), питания (растительноядный или хищник), способность защищаться (меняет окраску, выпускает яд, нападает), строительство жилищ, уход за потомством и многое другое.
Бывают и более сложные инстинкты. Например, пчелы всегда действуют сообща в любой ситуации – от сбора, хранения нектара и строительства жилища до совместного отражения какой-либо угрозы. А только что вылупившийся из яйца птенец кукушки инстинктивно выталкивает из чужого гнезда (куда его подкидывает собственная мать – тоже, кстати, согласно инстинкту) другие яйца и даже уже вылупившихся птенцов, чтобы ему одному досталась пища, которую должна ему принести «новая мама».
Маленькие черепашата, только что вылупившиеся из яиц, отложенных взрослой черепахой в песке на берегу, всегда стараются как можно быстрее попасть в воду. Потому что только в воде у них есть шансы спастись от хищников на берегу (хотя черепашата с ними, конечно же, ранее не сталкивались). И подобные примеры можно приводить бесконечно долго.
Для лучшего понимания инстинкты у животных можно сравнить с «предустановленной программой» (как в компьютере), которая заставляет их действовать в определенном порядке. Общим инстинктом абсолютно для всех животных является инстинкт самосохранения. Его еще называют самым главным, «основным» инстинктом, которому жестко подчинены все остальные инстинкты.
Каким образом «записалась» эта полезнейшая для выживания программа и как она передается от одного поколения животных к другому? Инстинкты, как и другие биологические особенности животных, передаются (наследуются) от родителей к потомству через гены.
Обсудим вместе
Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?
Ребенок – это детеныш человека, который, как известно, принадлежит не только к миру биологическому, но и к миру социальному. Но чтобы ребенок стал человеком прямом смысле этого слова, его недостаточно обеспечивать едой, одеждой и необходимой заботой. Все это умеют делать и животные, которые подчиняются своим инстинктам (например, материнскому инстинкту).
Ребенку же еще необходимо нахождение в обществе и взаимодействие с себе подобными. Только так он сможет приобрести все необходимые социальные навыки для дальнейшей жизни и развития в обществе (изучить язык и научиться общаться с его помощью, узнать, как познавать мир, как получать нужную информацию, что такое хорошо, а что такое плохо и т.д.).
Именно поэтому для ребенка важно не только физическое (биологическое) развитие, но и развитие социальное. Без проживания в обществе людей полноценным человеком стать невозможно. Попав в общество людей, ребенок, который ранее развивался без общения с людьми, испытывает огромные трудности в адаптации к новым условиям. Яркий пример тому – история о Маугли.
Вопросы в тексте параграфа
Рассмотрите схему и сделайте выводы: чем люди отличаются от высших животных.
Под высшими животными принято понимать такие виды животных, которые могут изменять свое инстинктивное поведение под влиянием приобретенного ими жизненного опыта. Чаще всего, это млекопитающие, а также птицы и пресмыкающиеся. На изображенной в учебнике схеме перечислены основные отличия человека от высших животных. Разберем их по очереди.
Ни для кого не секрет, что только человек может общаться с помощью речи – то есть с помощью мыслей, обличенных в языковую (словесную) форму. Очевидно, что одного лишь особого строения языка и гортани не достаточно для речевого общения. Нужно еще иметь разум и способность формулировать свои мысли, что отличает человека от животного.
Комментарий: Справедливости ради, надо отметить, что животные также общаются друг с другом, но другими – самыми разнообразными способами. Например, с помощью звука, изменения цвета окраски, прикосновений, определенных движений, выделения пахучих веществ и т.п. Но сигналы эти используются для передачи простейшей информации об опасности, о еде и другой важной информации, которая необходима для выживания. Более сложную информацию (например, стихи) животные не могут передать друг другу посредством этих сигналов.
Только человек умеет производить орудия труда. Орудие труда – это не просто палка, которую обезьяна может один или несколько раз случайно использовать для того, чтобы добыть себе вкусные плоды (бананы и другие вкусняшки). Орудия труда – приспособления, специально предназначенные для определенной разумной и полезной деятельности (то есть, для труда). А для того, чтобы соорудить эти приспособления, надо тщательно продумать весь трудовой процесс и учесть все ошибки и неудачи в прошлом. На это способен только человек разумный.
Хорошо развитый головной мозг – тоже отличительный признак человека. Как считается, именно он, благодаря своему особому строению, помогает человеку совершать более сложные мыслительные операции по сравнению с животными. И именно наличие такого мозга является необходимой предпосылкой для развития разума и появления сознания. Но надо иметь в виду, что и у некоторых высших животных имеется достаточно развитый мозг. В качестве ярких примеров можно привести шимпанзе, дельфинов, слонов, медведей и т.д. Некоторые ученые говорят даже о «зачатках разума» у этих животных.
Человек может осознавать себя. Это также одно из следствий наличия разума. Осознавать себя – это все равно, что посмотреть на себя со стороны и понять, что в конкретный момент или промежуток времени происходит с тобой и вокруг тебя. Только человеку свойственно периодически задумываться над тем, что из себя представляет, как выглядят со стороны его внешность или поведение, будет ли ему стыдно за что-то или нет. Животные на это не способны.
Фантазией животные также не наделены, в отличие от человека. Фантазии помогают человеку моделировать определенные жизненные ситуации, как бы разумно «предсказывая» возможное или закономерное наступление каких-то важных событий. Хотя и некоторые животные могут предугадать, что будет в ближайшем будущем. Например, стая волков во время охоты окружает добычу со всех сторон, чтобы та не смогла скрыться от них. Но это больше проявление инстинктов, измененных на основе предыдущего (чаще неудачного) опыта, что характерно для высших животных с достаточно развитым мозгом.
Способность действовать по плану неразрывно связана со способностью фантазировать. Когда с помощью фантазии человек разумно предвидит наступление определенной проблемы, появляется необходимость продумать план действий для того, чтобы избежать этой проблемы, и потом контролировать самого себя в части выполнения этого плана. Хотя и не всегда получается действовать только по одному основному плану. Иногда вариантов плана действий человек придумывает несколько, а иногда приходится срочно менять план действий на другой из-за экстренных ситуаций.
Способность к прямохождению имеет только человек из всего животного мира Земли. И хотя некоторые животные практикуют прямохождение, делают они это только от особой нужды или в целях развлечения. Человеку же, наоборот, удобнее всего ходить на задних конечностях, а другие способы передвижения причиняют ему только неудобство. Все дело в особом строении человеческого скелета и мышц. Да и возможностей прямохождение человеку предоставляет гораздо больше.
Творчество – также следствие разумной деятельности человека. У человека разумного закономерно появляется потребность творить что-либо, придумывать что-то новое для этого мира. Ведь только создав что-то новое и полезное можно получить общее признание, приобрести особый статус в обществе, зауважать себя и, наконец, оставить после себя хоть какой-то след в этом мире. Творчество может принимать самые различные формы (литература, музыка, живопись, кино, изобретения и т.д.).
Какие качества помогли О. И. Скороходовой проявить свои способности? Какую роль в её жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясни.
Несмотря на то, что Ольга Скороходова лишилась в пятилетнем возрасте из-за болезни зрения, слуха, а также потеряла способность говорить, она смогла жить полноценной жизнью и даже стала известным учёным, писателем, поэтом. Её книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» достаточно известна не только в России, но и за рубежом.
Достигнуть таких успехов Ольге удалось благодаря огромной силе воли, любознательности и тяге к знаниям, а также благодаря постоянным занятиям и упорному труду.
Конечно же, сама по себе Ольга не достигла бы таких успехов. Очень трудно представить, как может нормально жить, работать, учиться, рисовать, сочинять стихи человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но есть в России группа учёных, которые учат таких детей жить нормальной, полной, творческой жизнью. Ими была разработана специальная методика, когда для познания окружающего мира используется осязание — у этих детей оно очень хорошо развито. Благодаря помощи ученых, воспитателей и педагогов Ольга Скороходова смогла достигнуть таких впечатляющих результатов.
Проверим себя
1. Чем человек отличается от животных?
Человек отличается от животных не только особыми биологическими признаками (прямохождение, особенности коры головного мозга и т.д.), но и наличием разума, который позволяет человеку действовать осмысленно в любой ситуации, а также использовать речь в общении друг с другом, фантазировать, планировать и творить. Способность мыслить помогает человеку более эффективно разрешать возникающие перед ним проблемы по сравнению с животными. И это очевидное преимущество.
2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
Наследственность – это механизм передачи биологических признаков и особенностей от живых организмов своим потомкам. Как установили ученые, биологическая информация передается потомству от родителей через так называемые гены, содержащиеся внутри каждой живой клетки организма. Гены – хранители наследственной информации.
Биологические признаки, которые человек наследует от своих предков очень разнообразны. Например, от родителей человеку передаются:
- признаки, присущие всем людям (общевидовые) – развитый головной мозг, прямохождение, способность говорить, мыслить, фантазировать и творить;
- внешние признаки – рост, цвет волос, цвет глаз, форма рук, ног и других частей тела, а также множество других внешних признаков, которые делают нас похожими на наших родителей;
- биологические особенности – склонность к ожирению или к определённым болезням, склонность к долголетию;
- психологические особенности – характер, интеллект, темперамент, способности к музыке или художественные способности;
- естественные человеческие инстинкты – инстинкт самосохранения, потребность в еде, питье, сне, родительский инстинкт и т.д.
3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное (общественное) существо.
Опыт «проживания» человека в обществе, а именно: знания об окружающем мире, нравственные качества и правила поведения в обществе – по наследству не передается. Но этот опыт необходим для того, чтобы ребенок мог бы стать полноценным человеком. Если ребенок будет получать все необходимое для удовлетворения его биологических потребностей, но при этом будет жить вне человеческого общества, то потом ему будет очень трудно адаптироваться к обществу других людей. Только в процессе социализации человек приобретает особые навыки и умения, которые необходимы для жизни и развития в человеческом обществе. Родившись среди себе подобных, человек ещё должен научиться быть человеком.
4. Можно ли влиять на наследственность?
Согласно современным законам влиять на наследственность искусственно, а именно путем внесения изменений в генотип человека, запрещено. Но всё-таки существуют возможности изменить у человека качества, которые он получил от рождения. Правда эти изменения не передадутся следующим поколениям.
Человек – существо разумное и социальное, это значит что можно значительно ограничить влияние на человека инстинктов и иных биологических факторов, унаследованных от родителей. Например, если человек от природы родился очень эгоистичным, агрессивным и вспыльчивым, то исправить эти качества поможет хорошее воспитание и образование.
Биологические особенности организма, например внешность, можно изменить при помощи пластической хирургии. Некоторые люди меняют форму носа, ушей или разрез глаз. Хотя такие операции проходят не всегда успешно, а некоторые успешные операции приводят к потере индивидуальных особенностей человека, его узнаваемости.
Кроме того, работая над собой человек может увеличить свою силу, выносливость, контролировать склонность к ожирению и достичь других значительных результатов в деле улучшения своей наследственности.
В классе и дома
1. Объединитесь по желанию в группы. Обсудите следующий текст и подготовьте коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.
Инстинктами в науке называется заранее определенные модели поведения живых существ, передаваемые по наследству от предков к потомкам, и характерные для данного вида.
Поэтому на поведение любых живых существ инстинкты оказывают непосредственное (прямое) влияние. Можно сказать, что вся их жизнедеятельность складывается из действий, обусловленных инстинктивным поведением.
Текст для обсуждения
Пчёлы с помощью движений передают своим «коллегам» различные сигналы: об опасности, удачной охоте за нектаром и т. п. Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений. Пчёлы-«разведчицы», вылетая из улья, ищут новые источники нектара. Обнаружив их и набрав пищу, они возвращаются в улей и с помощью «танцев» передают информацию о том, в каком направлении нужно лететь, каково расстояние до источника корма и каков его запах. Все летят за «танцовщицей».
В данном тексте, как раз, обнаруживается подтверждение того, что вся деятельность живых существ подчинена инстинктам. В частности, здесь приведен пример действия сложных инстинктов на поведение пчел, которые выполняют свои функции с распределением ролей для достижения общеполезного результата (добычи нектара). От этого складывается впечатление, что пчелы действуют «разумно». Но это, конечно же, не так.
2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».
«Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку…
Человек! — огрызнулся Отец Волк. — Человечий детёныш! Смотри!
— Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! — ласково сказала Мать Волчица. (Ребёнок протискивался среди волчат поближе к тёплому боку.) — Ой! Он сосёт вместе с другими! Так вот он какой, человечий детёныш!..»
Выскажи своё мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.
По всей видимости, правдой в этой истории можно считать тот факт, что волчица, под влиянием материнского инстинкта, не дала в обиду маленького Маугли и приняла его так, как будто это ее волчонок.
Вымысел в данной истории – обозначенная автором способность животных размышлять и общаться друг с другом, используя речь.
3. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей (свои, своих друзей и одноклассников, знаменитых людей) и оформи выставку. Если есть такая возможность, используй ресурсы Интернета.
Выставка «Кто на кого похож»
Гарик Харламов и Мэтт Деймон
Дэниэл Рэдклифф и Элайджа Вуд
Натали Портман и Кира Найтли
Милла Йовович и Линда Евангелиста
Владимир Вдовиченков и Дмитрий Орлов
Виктор Хориняк и Владимир Яглыч
Словарик
Наследственность – это механизм передачи биологических признаков и особенностей от живых организмов своим потомкам через гены (единицы наследственной информации).
Наследовать – это значит получать от своих родителей (предков) характерные биологические черты вида, повторять их в своём развитии.
Инстинкты – это заранее определенные модели поведения живых существ, передаваемые по наследству от предков к потомкам, и характерные для особей данного вида.
Любопытство – это врождённый инстинкт выживания, направленный на получение максимально возможной информации о предмете или явлении без видимой причины.
Любознательность – это осознанная и целенаправленная деятельность (стремление), направленная на познание всего мира, сути всех его предметов и явлений, а также взаимосвязей между ними.