§ 13. Человек в группе. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)



Вспомним

Что ты знаешь из курса истории о том, почему люди в древности не могли жить в одиночку. В какие группы они объединялись.

Жизнь людей в древние времена была очень тяжелой. Им приходилось:

  • искать природные убежища, так как домов ещё не было;
  • добывать пищу охотой или собирательством;
  • защищаться от врагов и диких зверей при помощи примитивного оружия, например палок и камней;
  • самостоятельно справляться с болезнями и травмами;
  • без какой-либо помощи со стороны решать самые разнообразные бытовые проблемы.

В таких условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди стали объединяться в группы — родовые общины.

Родовая община — это небольшая группа людей, примерно 30 — 40 человек, которые в большинстве своём приходились друг другу родственниками. Благодаря совместному проживанию, люди в общине могли заботиться друг о друге и делить обязанности между собой:

  • мужчины занимались загонной охотой и защищали общину от нападения врагов;
  • женщины готовили еду и шили примитивную одежду;
  • дети выполняли мелкие поручения;
  • старейшины следили за выполнением правил и обычаев и обучали молодёжь.

Стоит отметить, что даже в условиях родовых общин жизнь в древности бела невероятно суровой и опасной, так что люди редко доживали даже до 40 лет. Если же человека по какой-то причине выгоняли из общины, то он вскорости погибал, так как выжить в одиночку в таких условиях просто нереально.

Обсудим вместе

Зачем люди объединяются в группы?

Люди объединены в группы от самого рождения. Некоторые группы мы выбираем сами, а некоторые — выбирают нас (мы входим в них от рождения). В любом случае принадлежность к группе позволяет почувствовать помощь и поддержку других членов группы. Человеку в группе легче справиться с невзгодами и проблемами, почувствовать себя нужным и избавиться от одиночества.

Что даёт человеку группа?

Группы, которые мы не выбираем, например: семья, народ, школьный класс или жители твоего города и многие другие группы, помогают нам выжить и осознать своё место в мире:

  • семья заботиться о членах своей группы, помогает им вырасти и научиться жить в этом мире;
  • принадлежность к определённому народу обогащает нашу жизнь культурой и народными традициями, памятью о истории народа и нормами поведения;
  • школьный класс помогает интересно и эффективно пройти школьные годы;
  • группа жителей твоего города позволяет почувствовать себя своим в месте, где ты родился и вырос.

Вырастая, люди начинают уже сами объединяться в группы по интересам: спортивные секции, творческие студии и различные кружки, профессиональные группы, группы любителей определённой музыки, дружеские группы, группы волонтёров и прочие. В этом случае группа помогает человеку проявить свои особенности и заняться какими-то общими делами:

  • спортивные секции, кружки и творческие студии помогают людям развивать свои таланты и умения, изучать что-то новое и добиваться выдающихся результатов;
  • спортивные, музыкальные и игровые фан-клубы помогают лучше изучить предмет своего обожания и пообщаться с людьми, разделяющими ваши увлечения;
  • дружеские группы объединяют друзей для совместного времяпрепровождения; 
  • группы волонтёров помогают эффективно помогать нуждающимся и приносить пользу обществу.

Можно ли входить в разные группы одновременно?

Да, любой человек одновременно является членом нескольких групп. Например: 

  • семья;
  • школьный класс;
  • секция ушу;
  • художественная студия;
  • курсы английского языка;
  • близкие друзья.

Вопросы в тексте параграфа

Городские и сельские жители — это тоже группа. Ты как житель города или села принадлежишь к одной из них. Но, конечно, они отличаются от такой группы, как семья. Укажи, в чём состоят эти различия.

Различие группы «Семья» и «Городские жители»:

  • в семье я лично знаю всех членов группы, а всех городских жителей нашей страны или планеты знать невозможно;
  • в семье каждый член группы заботиться друг о друге, в среди городских жителей есть как хорошие люди, так и плохие, которые могут нанести вред другому члену группы;
  • В семье всегда есть общие цели, общий бюджет и общие мечты, а в группе городских жителей ничего такого быть не может.

Подумай, какое общее дело, например, у школьного класса, театрального кружка, баскетбольной команды.

Каждая группа может быть объединена различными общими делами, которые со временем меняются. Так:

  • у школьного класса общим делом может стать подготовка к новогоднему празднику или проведение математической викторины;
  • у театрального кружка общим делом может быть постановка конкретного спектакля, например сказки «Двенадцать месяцев» или пьесы Шекспира;
  • у баскетбольной команды общим делом может стать подготовка к конкретному соревнованию, например к чемпионату города, региона или страны.

Ребята, у которых не было опыта жизни в такой группе, нередко считают: «Хорошо то, что хорошо для меня — любым путём, любым способом». Подумай, правы ли они.

Я считаю, что так могут думать только эгоисты. Человек, живущий в обществе, в группе, всегда должен обращать внимание и учитывать интересы других членов группы.

Если каждый человек будет думать только о себе, то группа рассыпается, так как группа — это сообщество людей, которые взаимодействуют вместе и помогают друг другу.

Подумай, чему тебя научили ребята в классе или другой группе и чему ты можешь их научить.

Ребята в классе научили меня:

  • дружить;
  • находить общий язык даже с теми, кто мне несимпатичен;
  • сотрудничать между собой;
  • быть единой командой.

Я могу научить ребят в классе:

  • играть в настольный теннис;
  • иметь своё мнение и отстаивать его;
  • быть весёлым.

Выскажи своё мнение, являются ли лидерами парни, упомянутые в двух последних примерах. Почему ты так считаешь?

А в другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставлял их делать то, что ему хотелось. Как ты думаешь, можно ли назвать его лидером? Почему?

И ещё пример. Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки. Он не тратил времени на помощь по дому, общественные поручения, помощь заболевшему товарищу.

Нет, ни в первом, ни во втором примере эти ребята не являются лидерами. Лидер ведёт за собой всю группу и думает обо всём коллективе, а эти мальчики думают только о себе:

  • первый старается показать свою силу и демонстрирует её на всех окружающих, а не старается сделать сильными ребят своей группы;
  • второй стремиться показать какой он умный, но не делиться своими знаниями с другими ребятами, а наоборот вообще их не замечает.

А у учеников твоего класса есть общие правила? Если есть, в чём они заключаются?

В нашем классе есть несколько общих правил:

  • вставать во время приветствия учителя в начале урока и для ответа на вопрос учителя — это помогает высказать уважение к преподавателю и успокоиться классу после перемены;
  • не бегать и не кричать на перемене внутри классной комнаты — лучше это сделать в рекреации, так как другие ребята могут быть заняты подготовкой к урокам или какими-то другими делами;
  • во время нахождения в школе переводить свои телефоны в беззвучный режим — если это правило не выполнить, то в классе бы постоянно что-то звенело;
  • всегда защищать честь своего класса — внутри своего класса мы можем ссориться и не соглашаться друг с другом, но в школьных мероприятиях мы всегда выступаем как единый коллектив и никогда не даём в обиду никого из наших товарищей.

Подумай, по каким правилам живут группы, в которые ты входишь. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой? Какие из них ты выполняешь с охотой, а какие — потому, что этого требует группа?

Я вхожу в несколько групп: семья, мой школьный класс, группа жителей моего подъезда, секция ушу. У каждой из этих групп есть собственные правила. Например:

  • в семье: завтракать и ужинать вместе, делать уроки вовремя, ложиться спать в 10 часов вечера, в выходные ездить в гости к бабушке;
  • в школьном классе: активно участвовать в школьных мероприятиях, быть подготовленным к уроку, не шуметь во время урока, вставать во время приветствия учителя;
  • в группе жителей моего подъезда: не сорить в подъезде, не шуметь в «часы тишины», не баловаться в лифте, не хлопать входной дверью;
  • секция ушу: приходить на занятия вовремя, всегда слушаться тренера, не жаловаться на трудности, постоянно работать над собой.

Некоторые из правил одинаковые для всех групп:

  • здороваться при встрече;
  • быть вежливым;
  • уважать старших;
  • заботиться о младших.

Я с удовольствием и охотой выполняю те правила, которые мне приятны или те, которые не требуют от меня особых усилий:

  • завтракать и ужинать вместе с семьёй; 
  • активно участвовать в школьных мероприятиях;
  • не баловаться в лифте;
  • приходить на занятия ушу вовремя;
  • здороваться при встрече с людьми.

Некоторые правила мне не нравятся, но мне приходится их выполнять, так как это правила группы. Например:

  • ложиться спать в 10 часов;
  • вставать во время приветствия учителя;
  • не шуметь в подъезде в «часы тишины»;
  • постоянно работать над собой.

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как ты думаешь, это справедливо?

Я считаю, что у каждого человека есть свои достоинства, и свои недостатки. Например, кто-то силён в учёбе, кто-то в спорте, кто-то умеет рисовать, а кто-то обладает даром убеждения. 

Если один человек считает себя лучше других, то он не прав. Он просто не знает всех достоинств представителей своей группы и не обращает внимание на собственные недостатки. Чаще всего такие люди подвержены гордыне и эгоизму — не самые лучшие качества для человека. Гордецы действительно относятся несправедливо к своим товарищам, но и участники группы тоже, в свою очередь, не очень любят зазнаек.

Если человек что-то знает и умеет лучше других, то стоит поделиться своими знаниями и умениями с другими, а не носиться со своей исключительностью, как с «писанной торбою».

Картинная галерея

§ 13. Человек в группе. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)
В. И. Суриков. Степан Разин. 1906 г.

Используя различные источники, собери материал о Степане Разине и исторических событиях XVII в., связанных с ним.

Степан Разин — предводитель крестьян и казаков

Степан Разин — это донской казак, который родился в одной из станиц в 1630 году (точное место рождения не установлено). За свою недолгую жизнь, а прожил он всего 41 год, он успел:

  • стать казачьим атаманом (командиром) (1651 г.);
  • совершить несколько «воровских» походов на Волгу в поисках богатства и славы (1652-1662 гг.);
  • повести Войско Донское в поход против крымских татар под Перекоп (1663 г.);
  • разгромить царских стрельцов и взять несколько городов на реке Яик (1667 г.);
  • вступить в бой с армией персицкого шаха и завоевать несколько городов по берегам Каспийского моря, которые в то время находились на территории Персии (1668-1669 гг.)
  • поднять крестьянское восстание, которое впоследствии назвали Крестьянской войной (1670-1671 гг.).

Это действительно был очень активный, деятельный человек — настоящий лидер, который мог увлечь за собой тысячи людей. Он не был идеальным человеком, в нашем понимании. Это был сын своего времени и совершал поступки, которые были характерны для XVII века.

Но, при этом, Степан Разин всегда старался бороться за права простых людей, пусть и своеобразными способами. Например:

  • Его «воровские» походы на Волгу он предпринимал для того, чтобы добыть пропитание, богатство и славу для себя и своих соратников — казацкой голытьбы — беглых крестьян, бежавших на Дон от установленного в 1649 году крепостного права. Для этих людей ограбление богатых волжских поселений было единственным способом стать полноправными казаками и обзавестись хозяйством.
  • Крестьянское же восстание под предводительством Степана Разина стало ответом на закрепощение крестьян, рост налогов и стремление государства ограничить крестьянскую вольницу. Люди, доведённые до отчаяния голодом, эпидемией чумы и полным бесправием, пошли за казачьим атаманом чтобы получить свободу от засилья бояр и дворян.

Жизнь Степана Разина и его деяния были настолько яркими и значительными для исторического развития нашей страны, что память о них осталась и в устном народном творчестве, и в литературе, и в географических названиях. Так, существует:

  • множество песен о Стеньке Разине, самая известная из которых — народная песня «Из-за острова на стрежень»;
  • стихотворения А.С. Пушкина, А.К. Толстого и М.И. Цветаевой;
  • многочисленные романы, повести, поэмы и театральные пьесы разных авторов;
  • басни и легенды о сокровищах, спрятанных Степаном Разиным в Жигулёвских горах;
  • несколько кинофильмов о знаменитом казачьем атамане;
  • оперы и рок-оперы;
  • в честь него назван утёс в Саратовской области, озеро, несколько населённых пунктов и десятки улиц.

Понятно, что со временем деятельность Степана Разина обросла легендами и мифами, так что далеко не всё, что рассказывается об этом персонаже правда. Но то, что он был настоящим народным лидером и выразителем чаяний простого люда отрицать невозможно.

Песня «Из-за острова на стрежень» в исполнении Надежды Кадышевой.

Какая группа людей изображена на картине?

На картине изображена группа донских казаков, которые скорее всего возвращаются из удачного похода (люди на картине одеты в богатые одежды и на палубе лодки можно увидеть много дорогих предметов: кубки, щиты, украшения, ковры и т.д., скорее всего поход был на территорию Персии).

Что тебе известно о ней из курса истории?

Донские казака — это сообщество, образовавшееся в XVI веке районе реки Дон (современная Волгоградская и Ростовская области). Донские казаки считались «вольными людьми»:

  • они не платили подушною подать (налоги);
  • были освобождены от рекрутской повинности и входили в состав русского войска как особые казачьи подразделения;
  • могли вести беспошлинную торговлю на своей территории;
  • на особых условиях использовали земельные и водные государственные угодья.

Со временем казаки стали грозной силой, готовой в любой момент прийти на помощь Российскому государству. 

Казаки от отличались особыми традициями и обычаями. Например у них было принято начинать обучать мальчиков верховой езде уже с 3-5 лет, стрелять с 7 лет, а рубить шашкой (особым мечом) — с 10 лет.

Кто среди этих людей лидер?

На картине Сурикова лидером казаков является атаман Степан Разин.

Как описывает его художник?

Художник изобразил Степана Разина суровым мощным мужчиной, задумавшимся о чем-то важном. Он сосредоточен и напряжён, полностью погружён в тяжёлые мысли.    

Чем занимаются другие люди, изображённые В. И. Суриковым?

Остальные казаки заняты повседневными походными делами: кто-то гребёт, кто-то спит, кто-то поёт и играет на музыкальном инструменте, кто-то пьёт, а кто-то просто смеётся.

Каково их положение в группе?

На картине можно выделить людей, занимающих разное положение в группе.

На переднем плане находятся приближённые атамана. Они одеты в богатые одежды и наслаждаются жизнью.

На заднем плане находятся простые казаки, выполняющие тяжёлую работу.

Проверим себя

1. Зачем люди объединяются в группы? Что группа даёт человеку?

В группы объединяются люди, увлеченные общими интересами. Это могут быть творческие интересы, профессиональные, деловые, интересы, касающиеся какой-либо проблемы и т.д.

Группы позволяют людям быстрее и проще найти людей со схожими интересами и решать разнообразные вопросы.

2. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».

Синонимы к слову «нормы»: правила, порядки, законы, принципы, разграничения, стандарты, каноны, регламент, предписания.

Синонимы к слову «санкции»:

  • разрешающие — разрешение, согласие, утверждение, одобрение;
  • запрещающие — запрет, наказание, меры воздействия, штраф.

3. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».

«Если человек ощущает внимание, сопереживание, чувство локтя, защищённость и поддержку, то и настроение у него хорошее, и дела идут на лад. Именно в такой группе ты чувствуешь, что тот, кто с тобой радом, — твой товарищ, а не соперник. Он не обидит, не прогонит, не обманет. Ты можешь на него положиться. А ещё ты можешь многому научиться у ребят своей группы и научить их тому, что знаешь и умеешь сам.» (стр. 117)

«Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят.» (стр. 121)

4. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявляли себя с неожиданной стороны.

В моем классе учится мальчик Антон Сапега. В школе он никогда ничем особенным не выделялся. Мы не были ни друзьями, ни врагами. Просто одноклассники. А летом, когда я поехал в летний лагерь, я узнал Антона с другой, неожиданной стороны.

Сначала я Антона даже не узнал, ещё подумал: «На кого же похож тот мальчик из соседнего отряда? Такой активный, весёлый, настоящий заводила. Вот бы и в нашем отряде был такой!». Я очень удивился, когда понял, что это мой тихий одноклассник.

Оказалось, что когда Антон приехал в лагерь, то нашёл новых друзей. С ними ему было легко и весело, так что он перестал замыкаться в себе, как обычно делал в школе, и просто стал самим собой. С новыми друзьями он мог разговаривать на интересные ему темы, играть в игры и шутить.

Благодаря новым друзьям Антон стал лёгким и открытым человеком и проявил себя в роли лидера группы. 

В классе и дома

1. Чем похожи все те группы, куда ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?

Группы, в которые я вхожу, похожи тем, что у всех них есть собственные правила и цели. Каждая из групп имеет какие-то свои особенности, отличающие её от других.

Кроме того, в каждой из групп соблюдаются общепринятые нормы поведения и морали. Например, правила приветствия при встречи, вежливости, запрет на неправомерные действия и элементарные гигиенические правила.

2. Как ты думаешь, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно?

При переезде ребята не меняют школу по разным причинам. Вот наиболее распространённые из них:

  • ребята не хотят расставаться со своими друзьями и привыкать к новому коллективу;
  • ребята хотят учиться у конкретного учителя (учителей), преподающих в старой школе, поскольку считают их уроки очень интересными и полезными;
  • ребята привыкли к существующим правилам школы и не хотят менять свои привычки;
  • школа в новом районе работает по другой программе, так что при переводе в новую школу пришлось бы не только менять все учебники, но и нагонять материал, который ещё не проходили в старой школе;
  • родители считают, что школа, в которой учится ребенок, более престижная, чем в новом районе и не хотят менять хорошую школу на худшую, по их мнению;
  • родители не хотят, чтобы ребенок испытал стресс при переходе в новый коллектив, на своём опыте зная как это нелегко.

3. Шли по дороге 20 путников. Однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Подумай, можно ли назвать этих путников группой. Какого важного качества настоящей группы им не хватило?

Этих путников нельзя назвать группой, так как они действовали по принципу «каждый сам за себя», а не все вместе, как настоящая группа.

Действуя сообща, проявляя взаимовыручку и взаимопомощь группа становится сильнее. Если бы все 20 путников начала защищаться от разбойников сообща, то они легко бы одолели 2 человек, даже если разбойники были физически мощнее и сильнее каждого отдельного путника.

Словарик

Лидер — это человек, который берёт на себя руководство группой.

Групповые нормы — правила, по которым живёт группа.

Санкции — это наказания за нарушения норм группы или поощрение за соблюдение групповых норм.