§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)



Вспомним

Какие правила общения тебе известны. К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил.

Общение не регламентируется ни какими государственными законами, но, всё-таки правила общения существуют. Это выработанные человечеством нормы и рекомендации, которые позволяют наладить дружеское и приятное общение.

Правила общения:

  • В любой ситуации будь вежливым, воспитанным человеком. Вежливость и хорошее воспитание ещё никому не вредили, а многим помогали. С вежливым человеком приятно общаться, поэтому люди готовы отнестись к такому человеку с пониманием и даже простить ему какие-то ошибки.
  • Обращайся к собеседнику по имени. Для каждого человека очень важно его имя, поэтому не забывайте в разговоре называть собеседника по имени. Стоит отметить, что форма имени должна соответствовать ситуации. Например, Алексей может быть:
    • Лёшкой — для друзей;
    • Лёшиком — для мамы и бабушки;
    • Алексеем — для преподавателей и знакомых;
    • Алексеем Дмитриевичем — для коллег по работе;
    • Алексом — для приятелей из соцсетей;
    • Алёшенькой — для любимой девушки;
    • и т.д.
  • Во время беседы смотри собеседнику в глаза. Это очень важное правило, так как человеку, который во время разговора прячет или отводит глаза, не доверяют. А вот прямой открытый взгляд в глаза собеседнику располагает к открытому общению.
  • Относись с вниманием к словам собеседника и к теме беседы. Если у вас рассеяно внимание во время беседы и собеседник чувствует, что вам не интересно, то беседа заканчивается. Для того, чтобы показать свой интерес, можно кивать, показывать своё отношение мимикой и жестами, задавать уточняющие вопросы, высказывать своё мнение и аргументы, проявлять эмоции используя междометья.
  • Уважай мнение собеседника. Любой человек имеет право на собственное мнение. Оно может быть правильным, не правильным, поверхностным, ошибочным, неприемлемым и т.д., но это личное мнение человека. Если вы не согласны с каким-то мнением, то не надо принижать своего собеседника насмешками и обидными словами. Просто выскажите свою позицию и постарайтесь объяснить её, подтверждая фактами и весомыми аргументами. Если вы сможете убедить в своей правоте собеседника — замечательно, если нет — то каждый имеет право остаться при своем мнении.
  • Постарайся понять человека, встать на его место. Наверное это самое главное правило общения между людьми. Ведь каждый человек считает себя правым и только посмотрев на проблему глазами другого человека можно увидеть ситуацию с другой стороны и достичь компромисса.
  • Давай эмоциональную оценку словам и действиям собеседника. Когда человек что-то рассказывает, особенно что-то личное и важное, то он непременно хочет увидеть реакцию на свои слова. Чтобы не показаться равнодушным и безучастным надо вовремя хвалить собеседника, удивляться, огорчаться или сочувствовать. Делать это можно как словами, так и неязыковыми способами.
  • Говори с человеком на таком языке, который он понимает. Даже если все собеседники люди одной национальности, то это вовсе не значит, что они говорят на одном языке и хорошо понимают друг друга. Существует огромное количество разновидностей каждого языка, в том числе и русского. Например, можно говорить:
    • на профессиональном языке — далеко не каждый поймёт профессиональную речь финансовых аналитиков, программистов или врачей;
    • на сленге, то есть на языке каких-то групп людей , например язык любителей Инстаграма, молодёжный язык городских школьников и студентов, уголовный жаргон, армейский сленг, сленг игроков в сетевые игры и т.д.;
    • на региональном диалекте — Россия является огромной страной, на территории которой живут десятка народностей, так что не удивительно, что в разных регионах нашей страны говорят по-разному.
  • Улыбайся людям. Улыбка показывает твою расположенность к собеседнику и добрые намерения. Это помогает вызвать у собеседника ответную реакцию — расположение и симпатию, что очень важно для полноценного общения.
  • Сохраняй спокойствие и равновесие. Со спокойным и уравновешенным человеком общаться всегда намного приятнее, чем с нервным и взвинченным. Кроме того, недостаточное самообладание может привести совершению каких-то ошибок. Выйдя из себя человек может сказать лишнее, о чём впоследствии будет жалеть.

Обсудим вместе

Что произошло дальше? Почему события развивались именно так? Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?

Знакомая ситуация. Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и…

А дальше скорее всего произойдёт вот что: 

… мать, в свою очередь, тоже обидится. Она будет расстроена и подавлена, может быть даже расплачется, сочтя поведение сына слишком грубым и неуважительным. Ещё один вариант развития событий — мать может начать резко высказываться в ответ, ругать Андрея и говорить обидные слова. В конце концов конфликт разгорится и погасить его будет очень сложно.

Для того, чтобы этого не произошло, надо постараться быть внимательнее друг к другу и пытаться сдерживать свои эмоции, не срывать их на самых близких людях.

Андрей мог бы выйти из комнаты к расстроенной матери и попросить прощения, объяснить ей, что нагрубил маме «в сердцах», а злился он вовсе не на неё, а на друга. А мама, вместо того, чтобы придираться к хлопанью дверью, могла бы проявить участие и спросить сына: «Что произошло?» и попробовать понять состояние подростка.

Вообще, такая ситуация может произойти в каждой семье, даже в той, в которой отношения между детьми и родителями вполне дружеские и доверительные. Все мы люди, и у каждого может быть плохое настроение, может что-то болеть или беспокоить. Поэтому самые мудрые люди стараются поскорее успокоиться и попробовать помириться. Начать конфликт очень легко, а вот разрешить его совсем не просто.

Картинная галерея

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)
Н. Н. Ге. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г.

По каким признакам можно достоверно судить, что перед нами конфликт?

То, что на картине изображен конфликт можно определить по позам и выражению лица героев картины, а также по напряженной атмосфере, которую очень хорошо передал художник. 

Как ведут себя герои?

Пётр I, который изображён сидящим в кресле, явно очень недоволен своим сыном. Выражение лица государя очень суровое и осуждающее. Он сдвинул брови, плотно сомкнул губы, смотрит на сына из-подлобья.

Царь сидит в закрытой позе, как бы отгораживаясь от своего собеседника и рукой, и с перекинутой на другую ногу ногой. Корпус его тела также повёрнут в сторону, что говорит о нежелании человека разговаривать или о том, что этот разговор ему неприятен. Кажется, что в любой момент он готов вскочить, но сдерживает себя усилием воли.

Царевич тоже очень напряжён и разгневан. Он склонил голову и опустил взгляд, но в его лице нет покорности — только упрямство и уверенность в своей правоте. То, что его смирение является не настоящим, а показным, можно увидеть по сжатым в ниточку губам, сдвинутым бровям и напряжённым рукам со сжатыми кулаками.

Молодой человек не готов просить о пощаде, но знает, что надо молчать иначе будет только хуже. Он старается выглядеть покорным и смирно стоит перед отцом, ещё надеясь получить прощение.

Кто перед кем виноват?

Без всякого сомнения можно увидеть, что виноватым на картине является молодой царевич Алексей Петрович. Об этом говорит опущенная вниз голова и смотрящий в пол взгляд. Царь знает о вине своего сына и осуждающе смотрит на него.

Проверим себя

1. Назови основные стадии развития конфликта. Приведи примеры.

Выделяют 5 стадий конфликта:

  • Возникновение конфликтной ситуации. Происходит возникновение барьера: смыслового, эмоционального или морального. Например, брат постоянно говорит сестре, что она толстая, что ей надо худеть и, при этом, обзывает её обидными прозвищами. 
  • Осознание конфликта. В нашем примере сестра начинает испытывать по отношению к брату неприятные эмоции, поскольку постоянно слушать о себе гадости неприятно.
  • Проявление конфликтного поведения. Например, сестра начинает в ответ находить недостатки у брата и тоже его обзывать.
  • Углубление конфликта. В нашем случае брат с сестрой каждую свою встречу теперь превращают в перепалку, причем их не останавливает ни присутствие родителей, ни присутствие посторонних людей.
  • Разрешение конфликта. Например, сестре надоело слушать насмешки и она решила похудеть: начала заниматься спортом, стала придерживаться диеты. Брат увидел, что теперь его сестра стала стройной красавицей и перестал обзывать её толстухой, так как теперь такое прозвище перестало соответствовать действительности. Причём брат начал больше уважать свою сестру, так как она смогла проявить характер и избавиться от недостатка.

2. Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них ты считаешь самой лучшей? Почему?

Существуют 4 стратегии поведения людей, находящихся в конфликтной ситуации:

  • Сотрудничество. Обе стороны осознают, что находятся в состоянии конфликта и сознательно пытаются его разрешить, действую вместе.
  • Компромисс. Обе стороны осознают, что находятся в состоянии конфликта и пытаются договориться о его решении, путём уступок друг другу и сознательного отказа от части своих требований или желаний.
  • Приспособление. То, что ситуация конфликтная осознаёт только одна из сторон. Для того, чтобы выйти из конфликта, эта сторона в одностороннем порядке отказывается от части своих требований и желаний, уступая другой стороне.
  • Избегание. Осознание конфликтной ситуации может присутствовать как у обеих сторон, так и только у одной стороны. Для того, чтобы избавиться от этой ситуации, сторона (одна или обе) перестают участвовать в конфликте просто уйдя в сторону и стараясь не встречаться и не контактировать с другой стороной конфликта.

Я считаю, что лучшая стратегия решения конфликта — это сотрудничество. Решая какую-то проблему вместе, «с поднятыми забралами», люди начинают лучше понимать друг друга и даже потом могут стать друзьями. 

Компромисс — это тоже достаточно хорошая стратегия, хотя отказываться от своих желаний не хочется никогда и никому. Но в любом случае это хороший способ решения конфликта.

Приспособление, на мой взгляд, ущемляет интересы одной из сторон. Это неизбежно приведёт к обиде этого человека, а вот его противник, наоборот, может зазнаться или подумать, что так всегда и надо действовать, что «сильный — всегда прав». Я считаю, что этот путь неправильный и применять его надо только в крайнем случае.

Что касается стратегии избегания, то это вообще не способ решения конфликта, а просто отсрочка его разрешения. Человек не может постоянно бегать от своих проблем, рано или поздно их придётся решить. Избегать конфликта можно, если противник — это чужой человек, не входящий в постоянный круг общения. А вот если видишь другую сторону конфликта каждый день, то избегание — это не вариант.

3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник?

Посредник — это человек, который может посмотреть со стороны на обе конфликтующие стороны и объективно оценить ситуацию. У посредника нет никакого личного интереса в решении конфликта, поэтому он может разобраться в проблеме объективно и вынести справедливое решение.

При выборе посредника главное, чтобы ему доверяли и его уважали обе стороны конфликта. Кроме того, это должен быть разумный человек, который способен понять обе стороны и найти путь для решения проблемы.

В классе и дома

1. Проанализируй ситуацию, выдели в ней:

  • причины конфликта;
  • инцидент.

Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье о том, что боится кататься с высокой горы, поэтому предпочитает гулять подальше от неё. Собираясь на прогулку, Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы одноклассников. Среди них был Сергей, которого Кирилл недолюбливал за его ехидный язык. Между Кириллом и Сергеем произошла ссора. Илья промолчал.

Произошла неприятная с моральной точки зрения ситуация.

Причиной конфликта стала личная информация, которой Кирилл поделился со своим лучшим другом Ильёй. Возник моральный барьер: Кирилл считал, что информацию о своих страхах он может доверить Илье, но только ему, а Илья допустил, что может поделиться этой информацией и с остальными ребятами.

Инцидент произошел в результате попадания конфиденциальной информации не в те руки. Сергей, узнав о страхах Кирилла, сразу же воспользовался этой информацией для провоцирования ссоры с Кириллом. Ссора ожидаемо произошла, а Илья — человек, поступок которого стал причиной конфликта, даже не вступился за своего друга.

2. Два маленьких ребёнка поссорились из-за куклы. Дай совет, как лучше всего поступить:

  • а) отобрать куклу силой;
  • б) поломать куклу, разделив её на части;
  • в) выбросить куклу;
  • г) отдать куклу сопернику;
  • д) обсудить, как играть вместе.

Объясни, почему ты считаешь свой выбор наилучшим.

В данной ситуации правильным будет только один способ решения конфликта: пункт д) обсудить, как играть вместе. Тогда обе стороны конфликта получат желаемое.

Остальные варианты вообще неприемлемы:

  • а) отобрать куклу силой — решая проблему силовым методом, конфликт остановить не удастся, как так желаемое получит только одна сторона, а вторая сторона конфликта останется обиженной;
  • б) поломать куклу, разделив её на части — в этом случае игрушку не получит ни один из участников, так что проиграют обе стороны;
  • в) выбросить куклу — также, как и в предыдущем случае, игрушкой не сможет воспользоваться никто, так что проиграют оба ребенка;
  • г) отдать куклу сопернику — решая проблему способом приспособления, остановить конфликт можно. Правда в этом случае одна из сторон будет чувствовать себя ущемлённой, а в выигрыше останется только ребенок получивший куклу.

3. Перед тобой ряд слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположи (в тетради) все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имей в виду, что на одной позиции может помещаться несколько слов.

При обработке результатов слово, находящееся на первом месте, получает 10 баллов, на 2 месте — 9 баллов и так далее, до 10 позиции — 1 балл.

Определим значения приведённых слов:

  • диспут — это публичный спор на научные, литературные или культурные темы;
  • стычка — это небольшой бой, сражение или спор;
  • раздор — это ссора, вражда или какое-то несогласие;
  • перебранка — ссора, сопровождающаяся грубыми выкриками и оскорбительными словами;
  • столкновение — это кратковременная стычка;
  • распря — это продолжающийся длительное время конфликт, ссора;
  • брань — это ругательство, сквернословие;
  • размолвка — это небольшая, кратковременная ссора;
  • сражение — это крупномасштабное противостояние противников;
  • несогласие — отсутствие согласие с действиями или со словами кого-то;
  • дискуссия — обсуждение спорного вопроса с целью достижения компромисса;
  • развал — разрыв, прекращение отношений, равнодушие;
  • скандал — это крупная громкая ссора;
  • неполадки — лёгкие разногласия и размолвки;
  • разногласия — отсутствие единого мнения во взглядах, несходство мнений или интересов;
  • ссора — состояние взаимной вражды;
  • нелады — размолвки и непонимание в течении какого-то времени;
  • схватка- боевое столкновение, драка;
  • перепалка — словесная ссора, обмен оскорбительными выкриками;
  • спор — столкновение мнений, процесс отстаивания своего мнения и попытки убедить оппонента;
  • потасовка — небольшая драка.

Теперь можно определить, какие из слов наиболее подходят по значению к слову «конфликт» и распределить их по позициям от 1 до 10 (1 — ближе всего, 10 — дальше всего). Я распределил слова в следующем порядке:

  1. распря, раздор — 10 баллов;
  2. сражение, схватка — 9 баллов;
  3. стычка, потасовка, столкновение — 8 баллов;
  4. скандал, ссора, спор — 7 баллов;
  5. брань, перебранка, перепалка — 6 баллов;
  6. нелады, размолвка — 5 баллов;
  7. разногласия, неполадки — 4 балла;
  8. несогласие — 3 балла;
  9. диспут, дискуссия — 2 балла;
  10. развал — 1 балл.

В своём классе подсчитай, какое слово наберёт максимальный балл. Затем можно сравнить полученные результаты отдельно у мальчиков и девочек. Итоги можно обсудить в классе.

В моём классе максимальное количество баллов набрало слово «распря» — 256 баллов. У девочек на втором месте оказалось слово «раздор», а у мальчиков — «сражение». Самый большой разброс баллов был у слова «развал», так как все понимали его значение по-своему.

4. Что бы ты посоветовал другу, с которым поссорился, что изменил бы в ваших взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта?

Я бы посоветовал другу обращать внимание не только на себя, но и на других, быть внимательнее к окружающим и не ставить себя выше других.

5. Используя материалы Интернета, подготовь презентацию «Как вести себя в конфликтной ситуации», выступи с ней в классе.

Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации»

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Что такое конфликт и как его узнать?

Конфликт — это острое противоречие, которое возникло в результате общения, например, это может быть столкновение взглядов, мнений, целей или интересов. Узнать, что вы находитесь в конфликтной ситуации можно по следующим признакам:

  • Вы, и ваш оппонент придерживаетесь кардинально противоположных точек зрения.
  • Вы, и ваш оппонент активно противодействуете друг другу.
  • Вы, и ваш оппонент испытываете негативные эмоции.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Чего нельзя делать в конфликтной ситуации?

При возникновении конфликта, стороны очень агрессивны и возбуждены. В таком нервном состоянии человек легко может сделать множество ошибок, о которых потом будет жалеть. Поэтому во время конфликтной ситуации:

  • Нельзя давать волю чувствам и эмоциям. Лучше держать себя в руках и проявлять холоднокровие.
  • Нельзя «рубить с плеча». Слишком прямолинейные и категоричные суждения, брошенные сгоряча слова и необдуманные фразы могут сильно обидеть человека, часто такие раны намного глубже, чем хотел нанести обидчик.
  • Нельзя принимать важные решения. Большинство решений, принятых в состоянии конфликта, потом оказываются неправильными. Лучше это сделать в спокойном состоянии.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Что нужно сделать для взятия ситуации под контроль?

Самое большое, что может сделать человек, попавший в конфликтную ситуацию, — это постараться выйти из неё достойно и без потерь. Для этого придётся приложить усилия и, в первую очередь, над собой:

  • Надо успокоиться. Спокойный человек лучше соображает, чем нервный и взвинченный.
  • Выслушать мнение оппонента и посмотреть на ситуацию его глазами. Это помогает осознать реальное положение вещей и увидеть настоящего виновника конфликта.
  • Подумать, каким способом лучше всего действовать в данной ситуации. То есть надо выбрать один из 4 способов: сотрудничество, компромисс, приспособление или избегание.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Как выбрать способ разрешения конфликта?

В зависимости от причины конфликта, состава его участников, времени и места возникновения конфликта, способы решения ситуации могут быть различными. Надо выбрать тот, который в данной ситуации окажется оптимальным. Например:

  • Сотрудничество выбирают в случае, если разрешение конфликта одинаково важно для обеих сторон, если вы планируете сохранить в дальнейшем партнёрские или дружеские отношения, если в будущем возможно проведение переговоров и обсуждений.
  • Компромисс выбирают тогда, когда позиции сторон слишком противоречивы, но обе стороны хотят разрешить конфликт и сохранить хорошие отношения в дальнейшем. Стороны не готовы полностью отказаться от своей позиции, но готовы пойти на уступки, для достижения результата.
  • Приспособление стоит выбрать в ситуации, если решение конфликта важно только для одной из сторон, но хорошие отношение сохранить хочется несмотря ни на что, или если одна из сторон не чувствует полной уверенности в своей правоте, либо ситуация критическая и на переговоры нет ни времени, ни возможности.
  • Избегание может быть разумным способом решения конфликта, если стороны не планируют в дальнейшем общаться, если конфликт не затрагивает реальные интересы сторон, если переговоры в данный момент невозможны и их несложно отложить на неопределённое время.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Как реализовать выбранный способ решения?

Если вы определились со способом разрешения конфликта, то можно приступать к реализации своего плана. А как это сделать? Всё зависит от того, что вы выбрали:

  • Сотрудничество. Можно, например, сказать: «Послушай, наши интересы абсолютно противоположны, но я не хочу с тобой ссориться. Давай придумаем как бы выполнить и твои, и мои желания.»
  • Компромисс. Разговор о взаимных уступках можно начать следующими словами: «Ты знаешь, я готов согласиться с твоим желанием сделать это, но ты же можешь пойти мне на встречу и вместо того сделать это. Это же возможно?»
  • Приспособление. Для реализации этого способа достаточно согласиться с оппонентом и сделать так, как он хочет.
  • Избегание. В этом случае для разрешения конфликта можно просто вежливо уйти, положить трубку телефона, закрыть дверь или убежать. Особенно легко это сделать, если вы не собираетесь больше встречаться с этим человеком и поддерживать общение.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Что ещё может помочь?

Для того, чтобы конфликт благоприятно разрешился, иногда недостаточно только бодрой воли одного из участников. Никогда не помешают и дополнительные средства:

  • Правильное поведение. Если во время конфликта оставаться вежливым, внимательным, спокойным и объективным, то в большинстве случаем у оппонента не останется другого выхода, как только снизить накал страстей и начать разговаривать по-человечески.
  • Посредник. Если своими силами решить конфликт не удаётся, то участие посредника может помочь разрешить ситуацию, особенно если этого человека уважают и ценят обе стороны конфликта.
  • Недопущение конфликта. Самое лучший способ разрешить конфликт — избежать его. Для этого стоит быть внимательным к окружающим людям и при возникновении каких-то проблем и непонимания постараться поговорить и понять друг друга.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Вывод:

Конфликт — как огонь, постоянно подпитывается проявлением негативных эмоций и действий оппонентов. От этого конфликт разгорается всё больше и больше. Если не остановить этот процесс, то пламя конфликта может спалить всё, даже самую близкую дружбу.  Так что лучше не распалять противостояние необдуманными действиями.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Скачать презентацию «Как вести себя в конфликтной ситуации»

Словарик

Конфликт — это ситуация, в которой стороны занимают противоположные или непримиримые позиции. Обычно конфликт сопровождается негативными эмоциями или даже агрессией.

Межличностный конфликт это ситуация, в ходе которой произошло столкновение двух или более личностей, отстаивающих свое мнение или позицию.

Ступени конфликта — это этапы развития конфликтной ситуации. Обычно выделяют пять ступеней конфликта:

  1. возникновение конфликтной ситуации;
  2. осознание конфликта;
  3. появление конфликтного поведения;
  4. углубление конфликта;
  5. разрешение конфликта.

Сотрудничество совместный труд (работа) двух или более индивидуумов для решения конкретной задачи или ситуации.

Компромисс — достижение соглашения между сторонами путём совместных уступок и проявления доброй воли.

Приспособление — изменение своей позиции, своего мнения, односторонние уступки, которые делает человек чтобы избежать противостояния в конфликте.

Избегание — уход человека от поиска путей решения конфликта, игнорирование проблемы.

Подчинение — принятие условий или правил, навязанных другой стороной конфликта.

Интеграция объединение конфликтующих сторон, приход к единому общему мнению.