§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)



Вспомним

Чем труд человека отличается от «труда» пчёл или муравьёв. Как в труде проявляются способности человека?

Труд человека отличается от труда пчел или муравьев тем, что человек действует разумно, целенаправленно. То есть он, отличие от указанных насекомых, осознает цель своей деятельности, желает ее достичь, обдумывает необходимые действия для достижения цели и совершает эти действия. Пчелы и муравьи руководствуются заложенными в них инстинктами.

Но не всякая деятельность сразу может быть подвластна человеку. Для выполнения некоторой деятельности нужно обладать определенными знаниями и способностями. Например, ребенок, который никогда в жизни не ловил рыбу в реке, не сможет заниматься этой деятельностью. По крайней мере, до тех пор, пока его этому не научит кто-нибудь из взрослых. И наоборот, если ученик, например, хорошо знает английский язык, то он легко сможет заниматься переводами текстов для своих нужд или может помочь с этим другим людям.

Обсудим вместе

Народная мудрость гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как ты понимаешь это выражение?

Практически любое дерево в процессе своего роста и развития дает плоды. Это могут быть съедобные плоды, такие как яблони, вишни и апельсины, или плоды — семена, например такие, как у липы, дуба или ольхи. По плодам мы, люди, оцениваем насколько полезным для нас является то или иное дерево. 

Человека же лучше всего оценивать по его делам, по тому, какие «плоды» приносит его деятельность. Ведь именно по поступкам можно судить о том, что из себя представляет конкретный человек, несет ли он людям зло или добро, стоит ли ему доверять, дружить и вести совместную деятельность.

Вопросы в тексте параграфа

Какое значение в жизни человека имеет деятельность?

Деятельность играет в жизни человека огромную роль. Она помогает людям достигать поставленных целей, личностно развиваться и жить полноценной жизью.

Например:

  • для того, чтобы получить определённую профессию (достичь цели), надо учиться в школе, в институте или колледже (деятельность);
  • для того, чтобы развить художественные навыки (личностно развиваться), надо регулярно рисовать и посещать курсы рисунка и живописи, изучать историю искусства и композицию (деятельнсть);
  • для того, чтобы полноценно отдыхать (жить полной жизнью), надо найти для себя хобби: моделирование летательных аппаратов, компьютерные игры, вышивка и т.д. (деятельность).

Подумай, о каком человеке (своём знакомом, литературном персонаже, историческом деятеле) ты мог бы сказать, что он своими делами изменил себя. Почему ты выбрал именно этого человека?

Арнольд Шварценеггер — человек, который изменил себя своими делами

Арнольд Шварценеггер – известный культурист, актер, предприниматель и политик. Он, без  сомнения, сыграл значительную роль в истории спорта, кинематографа и общественной жизни. О нем с уверенностью можно сказать, что он своими делами и поступками в корне изменил себя и всю свою жизнь.

Родился Арнольд в 1947 году в Австрии, в деревушке под названием Таль. Семья его была очень бедной, денег постоянно не хватало. Строгий отец Арнольда фактически все решения принимал в семье единолично и не терпел никаких возражений. От этого отношения в семье были сложными.

§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Отец отдал Арнольда на занятия по футболу. Юному Арнольду футболне очень нравился, но какое то время ему все же пришлось посещать эти занятия. В возрасте 14 лет Арнольд случайно попал в тренажёрный зал и, несмотря на серьезные возражения отца, бросил футбол. К сожалению, из-за этого пришлось полностью прекратить общение со своей семьей.

§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Он начал жить самостоятельно. Отслужив в армии, Арнольд устроился работать в тренажёрный зал. Несмотря на то, что денег на жизнь было мало, он усиленно продолжал тренировки. И это принесло свои плоды. С 1966 года, то есть с 19 лет, он начинает завоевывать призовые места на соревнованиях культуристов. Это принесло ему определенную известность в мире спорта.

§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

В возрасте 21 года Арнольд Шварценеггер переехал из Австри в США, где продолжил свою карьеру бодибилдера и достиг результатов, которые до сих пор не удалось превзойти. Так же он  написал книгу-пособие для культуристов «Энциклопедия бодибилдинга» (1985 г.), которая очень помогла многим будущим культуристам в достижении поставленных целей.

§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Ещё будучи спортсменом, Арнольд начал пробовать свои силы в кино. Он хотел стать актером и, в конце концов, стал им. Сначала роли были достаточно примитивными и немногословными: «Конан-варвар», «Конан-разрушитель» и т.п. Сказались особенности внешности актера и сильный немецкий акцент. Режиссеры по началу не видели Арнольда в качестве претендента на другие роли.

Но этого Шварценеггеру было мало: он хотел проявить свое актерское мастерство в полной мере. Он рачал заниматься актёрским исскуством, улучшал свой английский, тренировал дикцию и  снижал вес. Ему удалось получить роли комедийного характера в фильмах «Правдивая ложь», «Детсадовский полицейский», «Джуниор», «Близнецы», которые сделали его любимым актеров у зрителей многих стран. Мировую же известность Арнольду принесла серия фильмов о терминаторах.

§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Но Арнольду и этого было мало. Он решил достичь еще чего-то большего не только для себя, но и для других людей. И в 2003 году Арнольд Шварценеггер победил на выборах губернатора штата Калифорния. Он отработал свой первый срок и был снова избран губернатором на второй срок (до 2011 года). При этом, карьеру актера Арнольд не бросил и снимается в фильмах до сих пор. Например, в 2019 году вышел фильм «Терминатор: Темные судьбы», в котором он опять сыграл терминатора.

§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Кроме того, Арнольд Шварценеггер достиг успеха в бизнесе, основав несколько компаний и в настоящий момент продолжает свою писательскую деятельность, работая над серией мемуаров. В общем, какие цели Арнольд себе поставил в жизни, такие и достиг. 

Я выбрал этого человека для рассказа о нем потому, что меня удивили и восхитили целеустремленность, сила воли, упорство и нежелание мириться с окружающими обстоятельствами. Мне хотелось бы тоже обладать такими же сильными качествами личности и также успешно достигать поставленных целей. 

Проверь, как ты понимаешь значение слов «деятельность», «цель».

Целью обычно называют то, что люди хотят достигнуть. То есть, это определенный результат. А деятельность – это целенаправленные действия, путь к достижению цели. Если ничего не делать, то и желаемой цели достигнуть не получится.

Целью обычно является удовлетворение какой-нибудь потребности: физической, духовной, социальной или материальной. 

Объясни своими словами смысл высказывания известного русского путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».

Миклухо-Маклай говорил, что помимо дел и поступков человека очень точно характеризуют и цели, которые он перед собой ставит. Бывают цели обычные, повседневные, а бывают высокие цели.

Например, кто-то считает своей целью заработать достаточно денег на проживание семьи, чтобы хватало средств на питание, одежду и жильё. А для кого-то этого мало. Бывают люди, которые хотят изменить мир: открыть новое лекарство, спроектировать ракету или написать книгу.

Соответственно действовать эти люди будут по-разному. Первые — ходить на работу, смотреть телевизор и заниматься бытовыми делами. Вторые, помимо решения бытовых проблем, будут что-то изучать, пробовать, эксперименторовать и двигать человечество вперед.

То есть Миклухо Маклай считал, что зная цели человека, можно предположить его дальнейшие действия и то, что можно в будущем ожидать от этого человека. Но всё-таки, на мой взгляд, лучше всего о человеке говорят его поступки.

Подумай, какие черты характера человека воспитывают учёба и труд. Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают?

Учеба и труд воспитывают у человека рассудительность, эрудированность, любопытство и любознательность, усидчивость, организованность, самостоятельность и самодостаточность и т.д.

Качества, которые помогают школьнику хорошо учиться – усидчивость, трудолюбие, оптимизм, организованность, любознательность, хорошая память, развитая речь и грамотность.

Качества, которые мешают школьнику хорошо учиться – лень, распущенность, нежелание узнавать что-то новое, ограниченность мышления, забывчивость, невнимательность, капризность, пессимизм.

Проверим себя

1. Объясни значение слова «деятельность».

Слово «деятельность» означает ряд осознанных, целенаправленных, спланированных действий, которые в итоге должны привести к определенному желаемому результату (цели).

2. Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?

Потому что только человек имеет разум и способен поставить перед собой цель, обдумать последовательность действий для ее достижения, спланировать свои действия и осуществить их.

Животные практически всегда руководствуются инстинктом и только высшие приматы способны на простейшие осознанные действия. Например шимпанзы способны подставить ящик для того, чтобы достать банан. Впрочем,  изучить схему сборки и собрать машинку из конструктора «Лего» не способна ни одна даже самая обученная обезьяна, а вот ребенку 4 — 6 лет это вполне по силам.

3. Какие виды деятельности учёные считают важными? Почему?

Важнейшими видами деятельности учёные считают труд, игру, учение и общение:

  • игра помогает ребенку подготовиться ко взрослой жизни, развивает его речь, двигательные навыки и мышление;
  • учение помогает человеку развиваться как личности и освоить разнообразные виды деятельности;
  • труд помогает люям достигать самых разнообразных целей и создавать всё необходимое для жизни человека;
  • общение необходимо людям для обмена накопленной информацией и взаимодействия между людьми для достижения совместных целей.

4. Какова связь между деятельностью и формированием личности?

Это двусторонняя свизь. Действуя человек проявляет свою личность. Он делает через свои поступки, применяемые способ достижения цели и общение в ходе деятельности. С другой стороны, действуя человек формирует свою личность. Только действуя человек может развиваться морально, физически и эстетически.

Особенности разных видов деятельности могут вырабатывать у человека определенные привычки и черты характера. Например, работа часового мастера требует от человека внимания к деталям (скрупулёзности), аккуратности и усидчивости. Поэтому со временем эти черты характера проявляются у часовщика не только в его работе, но и при занятиях другими видами деятельности, а также на отдыхе.

5. Что является условием успешной деятельности?

Чтобы деятельность была успешной, надо чётко знать цель этой деятельности. В зависимости от цели человек будет планировать как именно заниматься этой деятельностью. Например, если цель посещения секции по плаванию — это выстопление на международных соревнованиях и установление мирового рекорда, то потребуется один вид тренировок, а если цель — поправить здоровье или похудеть, то тренировки в том же бассейне будут совершенно другими.

Кроме того,  к осуществлению любой деятельности необходимо готовиться: проанализировать особенности деятельности, получить навыки и умения, необходимые для выполнения деятельности, приобрести необходимые средства и инструменты и т.д. Так, для занятия плаванием потребуется, как минимум, купальный костюм, шапочка и абонемент в бассейн.

6. Выполни проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».

Пять шагов к успешной учебной деятельности

Учёба — не такое простое дело , как кажется на первый взгляд. Для достижения действительно высоких результатов в своей учебной деятельности не достаточно просто ходить в школу и выполнять домашние задания, надо работать в этом направлении целенаправленно. Так как же усовершенствовать свою учебную деятельность?

Шаг первый — проанализировать текущее состояния дел по всем школьным предметам:

  • какие оценки стоят по каким предметам и какие из них следует исправить;
  • какие темы изучены и хорошо поняты, а в каких ученик «плавает».

Шаг второй — определить объем работ по восполнению пробелов в знаниях:

  • составить список для повторения и изучения неусвоенного материала;
  • определиться с формой работы — самостоятельно, с родителями или с репетитором;
  • подобрать необходимые учебники и пособия.

Шаг третий — поэтапно выполнить свой план и постепенно заполнить все пробелы в своих знаниях.

Шаг четвёртый — найти время для развития своих личностных качеств, позволяющих в дальнейшем сразу хорошо усваивать учебную информацию:

  • тренировать память;
  • развивать логическое и образное мышление;
  • развивать умение сосредотачиваться и концентрировать внимание на предмете изучения, не отвлекаясь на посторонние  дела;
  • учиться выделять нужную информацию из большого объема имеющихся данных, а также обобщать информацию, при необходимости;
  • чередовать мыслительную деятельность с прогулками на свежем воздухе и физическими нагрузками;
  • и т.д.

Шаг пятый — подумать, какие темы являются особенно интересными и по каким из них хотелось бы получить дополнительную информацию за рамками школьной программы, а затем приступить к изучению этих тем самостоятельно, либо в кружках или секциях.

Эти пять шагов помогут сделать учебную деятельность по настоящему эффективной, а значит достичь высоких результатов в учёбе.

В классе и дома

1. Правитель одной страны должен был назначить на важный пост самого достойного. Он предложил придворным испытание, привёл всех претендентов к колодцу в дальнем углу сада. Колодец был закрыт огромной каменной крышкой. Казалось, что поднять её невозможно. «Кто сможет открыть?» — спросил правитель. Один за другим придворные подходили, оглядывали колодец и отказывались. И только один решился, дёрнул крышку изо всех сил, и она легко открылась. «Ты получишь пост, — сказал правитель, — ибо ты не полагался на то, что видишь и слышишь, но привёл в действие собственные силы и рискнул попробовать!» Как ты объяснишь выбор правителя?

Выбор правителя объясняется достаточно просто. Все претенденты на важный пост не стали даже пробовать выполнить поручение правителя, а значит, уже заведомо проиграли борьбу за этот пост.

Достаточно часто в жизни бывают случаи, когда действительность оказывается совсем не такой, как кажется большинству людей на первый взгляд. Как говорят: «У страха глаза велики». Поэтому всегда стоит попробовать получше изучить ситуацию, чтобы правильно оценить масштабы проблемы. 

Что можно сказать о претендентах на пост? Назови качества их личности. Воспользуйся подсказкой: глупые, несообразительные, ленивые, трусливые, нерешительные, не любят рисковать.

На мой взгляд, к претендентам на пост больше подходят следующие фразы: «несообразительные», «нерешительные», «не любят рисковать», потому что:

  • они не смогли предположить, что тут в чем-то есть подвох и что правитель их просто проверял;
  • они не смогли решиться (рискнуть) предпринять какие-нибудь действия, которые могли бы заранее показать их слабость и неспособность выполнить поручение правителя.

На мой взгляд, «глупые», «ленивые» и «трусливые» — это слишком категоричные оценки для рассматриваемой ситуации. Ведь на самом деле неумение быстро соображать и нерешительность совсем не говорит о том, что человек глуп, ленив и труслив.

2. Какова цель деятельности ученика?

Цель деятельности ученика — получение и осознание знаний, умений и навыков, которым его учат в школе. В ходе учебной деятельности ученик развивает свои знания о мире, о его законах, совершенствует свои личностные качества: рассудительность, эрудированность, любознательность, усидчивость, организованность, самостоятельность и самодостаточность и развивается в социальном и духовном плане.

Какие действия помогут ему достичь положительных результатов в учебе?

Важно понять, что учеба – необходимый процесс для развития личности. Не стоит думать, что какие-то предметы не пригодятся в жизни – это выглядит как оправдание собственной лени. Нужно стремиться не просто формально получать положительные оценки в школе и хороший школьный аттестат, а стараться приобрести знания и научиться самостоятельно их добывать.

Получить знания – это значит разобраться в предмете и понять то, что изучил. В этом случае знания навсегда останутся с учеником, так как будут «встроены» в его систему знаний о вещах и явлениях. А когда в этой системе знаний ученика имеются существенные пробелы – то такому ученику действительно трудно учиться самостоятельно, а потом также трудно самостоятельно жить.

Так что можно сказать, что учеба и получение знаний, опыта – это очередной шаг к свободе личности. Потому что знающий и разносторонне развитый человек гораздо легче и быстрее без посторонней помощи решит большинство возникших перед ним задач и проблем.

3. Запиши названия своих любимых игр. Подумай, как они повлияли на твой характер.

Я люблю играть в разные игры: настольные, подвижные, компьютерные. Все они чему-то меня учат и влияют на формирование моего характера.

Настольные игры:

  • «Морской бой» — игра позволяет развить логическое мышление, помогает научиться просчитывать свои действия наперед и предугадывать действия противника по игре;
  • «Слова» — игра способствует увеличению словарного запаса, учит грамотному написанию слов, развивает речь, тренирует память и воображение;
  • «Монополия» — данная игра также развивает целый комплекс личностных качеств, например:
    • способность мыслить системно, с учетом многих текущих факторов и обстоятельств, и принимать взвешенные решения;
    • способность планировать свои действия на краткосрочную и длительную перспективу и своевременно действовать в рамках своего плана;
    • умение правильно создавать запасы (резервы) для покрытия непредвиденных расходов;
    • понимание того, как именно действуют экономические законы; осознание ценности времени и денег и т.д.

Подвижные игры:

  • Футбол — развивает физическую силу и выносливость, помогает научиться работать в команде.

Компьютерные игры:

Пошаговые военные стратегии — позволяют:

    • научиться планировать свои действия;
    • развивают стратегическое мышление и способность предугадывать все возможные действия противника с учетом его особенностей и всех фактических обстоятельств;
    • помогают научиться успешно действовать в условиях многозадачности, то есть, по нескольким направлениям деятельности одновременно (например, одновременно вести строительство и развитие базы; организовывать эффективную оборону базы, техники и живой силы; добывать необходимые ресурсы для выполнения различных задач; продумывать и организовывать разведывательные, отвлекающие и основные атаки объектов и живой силы противника)

4. Продолжи предложения (данное задание выполняется в тетради):

«Когда у меня есть свободное время, я…помогаю родителям, играю на компьютере (в телефоне) или просто отдыхаю»

«Чтобы чувствовать себя полезным человеком, я готов…много учиться и работать, чтобы помогать людям, особенно своим близким»

«Хорошо, когда моя работа…не только мне очень нравится, но и когда она приносит хороший заработок»

«Если у меня что-то не получается, я…стараюсь не опускать руки, а всегда думаю, как можно устранить причину неудачи и пробую сделать дело снова»

«Мне ещё не хватает знаний о…многих вещах, явлениях и процессах этого мира»

«Для того чтобы достичь успеха в учебе, мне нужно…быть трудолюбивым, усидчивым, внимательным и терпеливым»

Обсуди с одноклассниками результаты выполненного задания.

Картинная галерея

§ 7. Деятельность человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)
В. Г. Перов. Тройка. Ученики мастеровых везут воду. 1866 г. ГТГ

Что можно сказать о занятии этих детей?

На картине Перова изображено как трое детей везут тяжеленную бочку с водой. Они, как тройка тягловых лошадей, тащат санки с бочкой за веревки. Видно, что детям очень тяжело. Кругом снег, метель, холод, но дети, несмотря ни на что выполняют эту работу.

С точки зрения современного человека это ужасно, когда взрослые допускают, чтобы дети испытывали на себе настолько суровые испытания. То, чем заняты дети на картине В.Г. Перова явно нельзя назвать полезным для них занятием. Дети, одетые в старые кафтаны и обутые в дырявые сапоги, при таких погодных условиях и при таких физических нагрузках могут легко заболеть и даже умереть. 

Можно ли сказать, что они заняты своим делом?

Таскание таких тяжестей по морозу — конечно совсем не детское дело. В развитом обществе дети этого возраста должны учиться и развиваться, а не выполнять работу лошадей или других тягловых животных. 

Впочем, стоит отметить, что картина была написана в конце XIX века. Автор картины поднимает тему тяжёлого детского труда, который был распространён в то время среди бедных слоёв населения. Он осуждает такое положение дел. А вот мастеровые, поручившие ребятам такую работу, наверняка считают её «их делом».

Какое чувство вызвала эта картина у тебя и почему?

Картина вызывает чувство жалости к детям из бедных семей, которые вынуждены находиться в нечеловеческих условиях. А ещё возникают чувства досады, отчаяния и сожаления за то, что подобное вообще могло когда-то происходить.

Такие чувства возникают из-за того, что художник смог очень реалистично в красках передать атмосферу, которая была в то время характерна для бедняков. По сюжету картины, мальчики и девочка идут по зимней дороге. Видна метель. На улице уже наступают сумерки. А от ветра их тонкая и сношенная одежда развевается.

При расплескивании вода из бочки становится сосульками, это говорит о сильном морозе. Дети очень измотаны, усталость и отчаяние читается на их лицах. Сзади кто-то помогает подтолкнуть бочку на пригорок.

При виде всего происходящего у нормального человека не может возникнуть других чувств, жалости к детям и возмущением ситуацией.

Для справки: на картине изображены реальные дети из бедных семей, большинство из которых находились в то время в очень тяжелых условиях. Известно также, что из-за таких условий мальчик, расположенный в центре картины, умер через три года после ее написания художником.

Словарик

Цель – это результат, который человек желает достичь для удовлетворения тех или иных потребностей.

Деятельность человека – это последовательность осознанных и спланированных действий, которые должны в итоге привести к определенной цели.