Мир глазами астронома — Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
- Все ГДЗ
Вопросы в тексте параграфа
Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
Мир с точки зрения астронома
Для астронома наш мир — это не только то, что нас окружает, а целая Вселенная. Планеты и звёзды, кометы и астероиды, чёрные дыры и пульсары, звёздные системы и галактики — всё, что можно найти на бескрайних космических просторах и есть мир астронома.
Ещё астрономы древности выяснили, что звёзды — это огромные раскалённые шары, которые находятся невероятно далеко от нашей планеты. Они научились создавать из звёзд созвездия — группы звёзд, которые на нашем небе всегда составляют один рисунок. А чуть позже выяснили, что небесные тела могут быть не только звёздами, но и планетами.
В отличие от звёзд, планеты — это холодные небесные тела, которые обращаются вокруг той или иной звёзды. Наша планета Земля обращается вокруг звезды Солнце. Как оказалось, Земля — не единственная планета Солнечной системы. У нас еть ещё 7 планет — соседок: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
А ещё у нашей Земли есть верный спутник — Луна. Это небесное тело оборачивается вокруг Земли и сильно влияет на жизнь на нашей планете. Для астрономов Луна — это один из самых интересных и изучаемых объектов. Она находится очень близко, если сравнивать с расстоянием до звёзд и других планет, так что до неё можно долететь, взять образцы грунта и получить доступ к неземным знаниям.
С каждым днём знания астрономов о Вселенной становятся всё обширнее, но всё равно любой учёный знает, что мы только только начинаем познавать наш мир. Ведь космос настолько огромен, что в его глубинах всегда можно найти что-то новое и неизведанное.
1. Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.
На самом деле, мы можем только приблизительно изобразить схему Солнечной системы на листе бумаги: в центре Солнце, а вокруг по вытянутым орбитам вращается 8 планет разной величины.
Но реального размера Солнечной системы, реальных расстояний между планетами и реальных размеров планет эта схема показать не может.
Вот как рассказал о Солнечной системе учёный Яков Перельман в книге «Далёкие миры. Физическое описание планет»:
«Попытаемся теперь мысленно создать крошечное подобие нашей планетной системы. Пусть обыкновенная горошина изображает в уменьшении земной шар. Как далеко от неё надо поместить Солнце? 1172 тысяч горошин, нанизанных вплотную на тонкую прямую проволоку, составят 120 метров: на этом расстоянии, значит, и надо поместить шар (полметра в поперечнике), изображающий Солнце. В 600 метрах от этого «солнца» следует поместить самую большую планету — Юпитер: в соответствии с горошиной-Землёй, ей надо будет придать размеры апельсина. А Нептун (величиной с вишню) придётся отодвинуть уже на 3 километра! Следовательно, обитаемый нами мир по сравнению с пространством всей солнечной системы так же ничтожен, как ничтожна горошина на круглой равнине площадью более 30 квадратных километров…»
Так что чтобы нарисовать реалистичную схему Солнечной системы, в которой Земля будет 5-ти миллиметровым кружочком, придётся найти лист бумаги длиной 6 км!
2. С помощью схемы перечислите планеты:
а) в порядке их удаления от Солнца
- Меркурий
- Венера
- Земля
- Марс
- Юпитер
- Сатурн
- Уран
- Нептун
б) в порядке их приближения к Солнцу.
- Нептун
- Уран
- Сатурн
- Юпитер
- Марс
- Земля
- Венера
- Меркурий
3. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы. По своему усмотрению вы можете изготовить модель-аппликацию, модель с использованием пластилина, компьютерную модель. В любом случае главное — правильно передать сравнительные размеры планет и порядок их расположения.
Обсудим
Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?
Земля — наш дом потому, что мы живём на этой планете. Здесь нам уютно и хорошо. Здесь живут наши родители, бабушки и дедушки, родственники и друзья. Даже если люди откроют возможность путешествовать в другие звёздные системы, то всё равно о Земле они будут вспоминать как о своём родном доме. Они обязательно будут мечтать вернуться назад, чтобы поделиться своими впечатлениями и почувствовать себя дома.
Земля — наш космический корабль потому, что наша планета не стоит на месте, а мчится на немыслимой скорости по просторам Вселенной. Как на космическом корабле мы преодолеваем миллиарды километров: Земля летит по орбите вокруг Солнца, а Солнечная система, в свою очередь, летит по своей галактической орбите.
Предлагаем посмотреть видео на эту тему от канала «Зоряна Заряница»
Проверь себя
1. Что изучает астрономия?
Астрономия — это наука о небесных (космических) телах. Астрономия изучает планеты, звёзды, звёздные системы, галактики, метеориты, астероиды, кометы, чёрные дыры и другие космические тела.
2. Что такое Вселенная?
Вселенная — это необъятное пространство между звёздами, планетами и другими космическими телами.
3. Что такое Солнечная система?
Солнечная система — это группа планет и других космических тел, которые двигаются вокруг звезды Солнце.
4. Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
Для того, чтобы изобразить Солнечную систему, надо в центре листа пометить изображение Солнца (большоё жёлтый шар), а вокруг него нарисовать 8 орбит эллиптической формы (вытянутые круги — овалы) и на них разместить планеты Солнечной системы в следующем порядке, начиная от Солнца:
- Меркурий — маленький шар, обычно изображается коричневым цветом
- Венера — шар примерно в 2 раза больше Меркурия, обычно изображается зелёным или фиолетовым цветом
- Земля — шар чуть больше Венеры, обычно изображается голубым цветом
- Марс — небольшой шар, больше чем Меркурий, но меньше чем Венера, обычно изображается красным цветом.
- Юпитер — огромный полосатый шар коричневого или оранжевого оттенка
- Сатурн — шар чуть поменьше Юпитера опоясанный широким кольцом, обычно светло-жёлтый
- Уран — шар поменьше Сатурна, обычно ледяного цвета
- Нептун — шар поменьше Урана, обычно ярко-синий.
5. Коротко расскажи о Солнце.
Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Солнце является огромным раскалённым шаром, который излучает свет и тепло. Солнце примерно в 109 раз больше Земли. Если представить Землю бусинкой, то Солнце будет размером с большой надувной мяч для гимнастики.
Нам кажется, что Солнце небольшого размера потому, что между Землёй и Солнцем огромное расстояние — 150 миллионов километров. И всё же солнечный свет способен очень быстро преодолеть это расстояние. Всего за 8 минут и 19 секунд лучик света долетает от Солнца до Земли и даёт необходимые для всего живого на планете тепло и свет.
Температура поверхности Солнца достигает 6 000 ºС. Представить её в земных условиях очень сложно, ведь уже при 1 500 ºС плавится сталь. А в центре Солнца, в ядре звезды, температура может достигать 15 000 000 ºС — 20 000 000 ºС. Это просто невероятно!
6. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Смотреть на Солнце невооружённым взглядом строго запрещено — это может повредить глаза и нарушить зрение.
Для того чтобы смотреть и изучать солнца используют специальные защитные фильтры. Это могут быть очки с тёмным защитным стекло или специальные бинокли, телескопы и другие увеличительные приборы.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: астрономия, астроном.
Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах.
Астроном — это учёный, который занимается наукой астрономией.
2. Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы!
Пусть каждый участник игры назовётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последовательность планет. А теперь — в путь вокруг солнышка! Двигайтесь так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто собьётся с орбиты, выходит из игры.
Выигрывает тот из участников игры, кто дольше всех останется на орбите.
Участник, изображающий Солнце, должен встать в центре площадке. Остальные участники должны расположиться от «Солнца» в следующем порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
3. Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы — кометах, астероидах. Подготовь сообщение.
Тема сообщения: Плутон — астероид, который десятилетиями считали планетой
План сообщения:
- Открытие Плутона
- На поверхности Плутона
- Размеры Плутона
- Почему Плутон не планета а астероид?
- Новые загадки
Плутон — астероид, который десятилетиями считали планетой
18 февраля 1930 года 23-летний астроном из США Клайд Томбо открыл новое небесное тело, которое мировое научное сообщество определило как девятую планету Солнечной системы. Новая планета получила имя Плутон — в честь древнеримского бога подземного царства. Имя придумала 11-летняя школьница из Оксфорда Венеция Берни, которая живо интересовалась не только астрономией, но и античной мифологией.
И действительно новой планете отлично подошло имя бога подземного царства. Плутон оказался очень холодным и мрачным миром. Недра его состоят из камня и льда, а температура на поверхности составляет -230ºС. На поверхности планеты есть атмосфера, но она очень разрежена и наполнена азотом, метаном и угарным газом — газами непригодными для дыхания человека.
Более 70 лет Плутон официально считался планетой, поскольку сначала по расчётам учёных его размеры казались сравнимыми с Землей, а потом с Марсом. Но после того, как был открыт спутник Плутона под названием Харон, астрономы смогли вычислить размеры более точно. Оказалось, что диаметр Плутона на треть меньше, чем диаметр Луны — спутника Земли.
Споры учёных продолжались почти 30 лет. Кто-то считал Плутон планетой, кто-то астероидом, а кто-то карликовой планетой. В результате 24 августа 2006 года Международный астрономический союз представил новое точное определение понятию «планета». Оказалось, что Плутон совершенно не подходит это новое определение и его сразу же переклассифицировали в малую планету или, как их ещё называют, астероид.
Удивительно, но даже это событие не остановило споры астрономов по поводу Плутона. Теперь некоторые ученые пытаются доказать, что Плутон и Харон составляют двойную планету. Так что возможно Плутон преподнесет землянам ещё много сюрпризов и новых открытий.
Источник (источники) информации: Интернет, книги и энциклопедии.
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
- Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
- ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
- Все ГДЗ