Мир глазами эколога — Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник



Вопросы в тексте параграфа

Вспомни, что изучает наука экология. Что делается на Земле для сохранения природы?

Экология — это наука о взаимодействии живых организмов между собой и с их средой обитания.

Охрана природы — это целый комплекс мер, которые предпринимают различные государства, природозащитные организации и отдельные люди. Для того, чтобы сохранить природу государства и люди:

  • создают заповедники, заказники и национальные парки, в которых сохраняются редкие виды животных и растений;
  • ограничивают выбросы промышленных предприятий вредных газов и стоков, чтобы не загрязнять окружающую среду;
  • заботятся о лесах: сажают новые деревья, вырубают большие деревья, охраняют леса от пожаров, борются с незаконной вырубкой лесов и т.д.
  • проводят очистку рек и озёр, совершенствуют очистку сточных вод, борются с загрязнением водных ресурсов;
  • совершенствуют двигатели автомобилей и другого транспорта и обновляют транспортные средства, чтобы выбрасывать в атмосферу как можно меньше вредных веществ;
  • строят электростанции, работающие на силе ветра, солнечных лучей и воды, чтобы предотвратить вредной воздействие на природу от угля и нефти;
  • сортируют мусор по группам:
    • бумага;
    • пластик;
    • стеклянная посуда;
    • металлические отходы;
    • вредные отходы (батарейки, энергосберегающие лампы, ртутные градусники, медицинские отходы);
    • пищевые отходы.
  • используют разнообразные методы переработки отходов в полезное сырьё;
  • вводят лицензирование (специальное разрешение) на вылов рыбы и охоту на животных;
  • используют бережные методы сельскохозяйственной обработки земли;
  • проводят субботники по очистке территорий городов, сёл, лесов и водоёмов.

Предлагаем посмотреть видео о том, что мы можем сделать для защиты окружающей среды от канала «Источники Альтернативной энергии«.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, живые организмы, окружающая среда, экологические связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Мир с точки зрения эколога

С точки зрения эколога мир — это неразрывно связанные между собой живые организмы и среда, в которой они обитают. Земля для эколога — это живая и неживая природа, в которой все элементы образуют экологические связи и нарушение этих связей может обернуться гибелью нашей планеты и всех живых организмов на ней.

Например, все живые организмы на Земле образуют цепи питания. Волк съедает зайца, а заяц питается сочной корой деревьев и молодыми травами и плодами. Что будет если убрать один из элементов пищевой цепи волк — заяц — кора (травы)? Например, 1 000 лет назад волки очень мешали скотоводству в Англии и их решили истребить. Через несколько лет люди обнаружили, что без волков в округе развелось огромное количество зайцев, которые обглодали все деревья и съели все зелёные насаждения. Пришлось волков оставить в покое, чтобы они контролировали поголовье зайцев.

По мнению экологов, окружающая среда — это единый сложный организм. Так, существует круговорот веществ природе: круговорот воды, круговорот органических элементов (живых организмов), круговорот минеральных веществ, без которых не могут обойтись ни растения, ни животные, ни люди. Ничего не берётся ниоткуда и ничего никуда не исчезает. Всё остаётся в природе и используется снова и снова.

Именно поэтому так важна охрана природы. Причём в первую очередь охранять природу надо от человека. Люди, ведя свою хозяйственную деятельность и улучшая свой быт, нарушают естественные природные связи. Выбросы промышленных предприятий, выхлопы автотранспорта, огромное количество бытового мусора, порча лесов и водоёмов и многие другие проблемы стали заботой экологов, которые пытаются сохранить наш мир для будущих поколений.

Экологические проблемы

1. С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.

Загрязнение мирового океана

Проблема загрязнения океана — одна из самых серьёзных экологических проблем Земли. Чистота Мирового океана невероятно важна для нас, ведь он занимает три четверти нашей планеты. Он является домом для огромного количества животных и растений, формирует климат на всех континентах, является неотъемлемой частью круговорота воды на Земле, а также источником пищи и сырья для людей и промышленных предприятий.

Если океан так важен и так огромен, то почему он загрязняется? Причин этому несколько. Перечислим только самые распространённые из них.

Во-первых, в мировой океан попадают все нечистоты и вредные вещества, которые люди и предприятия вливают в реки и озёра. Так как каждый ручеёк рано или поздно доносит свои воды до океана, то вместе с ними он доставляет в Мировой океан сточные воды из наших квартир, ферм, заводов и фабрик.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Хорошо если эти воды проходят специальную очистку на очистительных станциях. А если нет? Тогда в океан попадают химические удобрения, грязная вода после стирки белья и мытья посуды, воды из канализации и прочие вредные для природы вещества. Попадание грязной воды в океан ведёт к значительному ухудшению среды обитания морских животных и растений. Они начинают болеть и умирать. Что, в свою очередь, ведёт к снижению популяции более стойких животных.

Во-вторых, в океане нередко происходят разливы нефти или других химикатов, перевозимых танкерами (огромными грузовыми судами). Это очень опасное для океана явление. Например после разлива нефти поверхность океана покрывается тонким слоем этого вещества. Нефть не пропускает ни воду, ни свет. Её невозможно смыть или стряхнуть. Она липкая и вязкая. Животным и растениям становится нечем дышать и они гибнут.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

В-третьих, океан нередко используют как самую обычную мусорную свалку. На пустынные острова, а то и просто в воду, выбрасывают самые разные бытовые отходы. Наиболее опасный из них — пластик. Обитатели моря съедают его вместе с другими отходами и получают серьёзнейшие отравления. С учётом того, что мусора в Мировом океане накоплены целые острова, то проблема является действительно очень серьёзной. 

Гибель и болезни обитателей моря напрямую влияют и на жизнь людей. В океане становится меньше рыбы и водорослей, что приводит к снижению количества пищи. Изменения в экосистеме океана ведёт к изменению температуры воды и изменению течений. Это сказывается на климатических условиях прибрежных районов. Кроме того, в океане усиливается таяние льдов, уровень океана повышается и это может привести к затоплению многих территорий планеты. 

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

Очистка Мирового океана от загрязнений — задача, над которой бьются лучшие умы человечества. Чаще всего предлагаются механические способы очистки. То есть нефть, мусор или пластик собирают в контейнеры, а затем на суше перерабатывают.

Например, очень интересный способ придумал 18-ти летний голландец Боян Слат. Он создал специальные понтоны Ocean Cleanup, которые плывут по океанским течениям и собирают пластик в огромные фартуки. Затем собранный пластик увозят на буксирах для переработки.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Существует и биологические методы очистки океана. Оказалось, что некоторые морские бактерии с удовольствием питаются нефтью и другими химикатами. Поглощенная ими нефть преобразуется в менее вредные вещества. Минус этого способа — недостаток полезных бактерий. Нефти в океан выливается слишком много, чтобы эти крошки успели их переработать. 

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Ещё один способ очистки океана основан на законах физики. В нефтяное пятно высыпают очень очень мелкие частички магнитного железняка. Частички этого металла делают настолько мелкими, что они перемешиваются с частицами нефти. Потом включают мощный магнит и железняк вместе с нефтью притягивается к нему. Вода же остаётся чистой.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

3. Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

На мой взгляд, загрязнение океана — это одна из самых серьёзных проблем угрожающих нашей планете. Я знаю, что многие люди пытаются придумать новые эффективные способы очистить Мировой океан и я рад, что такие люди существуют. Но я считаю что и мы, обычные люди, тоже можем внести свой вклад в эту борьбу.

Например, мы можем стараться реже использовать пластиковые вещи, чтобы сократить пластиковый мусор. Мы можем экономить чистую воду, чтобы очистные станции справлялись с переработкой грязных бытовых стоков. Мы можем не мусорить на природе, а наоборот участвовать в субботников по очистке прибрежных территорий рек, озёр и морей.

Если все люди планеты будут заботиться о природе вместе, то наша Земля останется чистой!

Проблема загрязнения океана

Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

  • Чтобы уменьшить количество пластиковых отходов в океане, можно отказаться от изделий из пластика и заменить их изделиями из экологически чистых материалов:
    • ходить в магазин с многоразовой сумкой из ткани, а не с пластиковым пакетом;
    • покупать молоко в бумажных пакетах, а не в пластиковых бутылках или мешках;
    • играть в игрушки из  дерева и металлический, а не пластиковый конструктор.
  • Чтобы сохранить побережья чистым, надо не оставлять на пляжах мусор и различные предметы.
  • Чтобы сохранить рыбные запасы планеты, надо сократить вылов рыбы и покупать продукцию, выращенную на специальных рыбных фермах.
  • Чтобы защитить океан от вредных сточных вод, надо использовать экологически чистые моющие средства (соду или лимонный сок) и удобрения в сельском хозяйстве.
  • Чтобы не повышался уровень углекислого газа в океане, от которого погибают кораллы и другие морские обитатели, надо высаживать леса, контролировать промышленные выбросы и выхлопы автомобильных газов.

Проблема исчезновения тропических лесов

Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

  • Чтобы предотвратить излишнюю вырубку лесов, надо:
    • собирать макулатуру и отправлять её на переработку и производство бумаги;
    • использовать электронный документооборот, чтобы снизить количество распечатанных на листах документов;
    • читать не только бумажные книги, но и электронные;
    • ввести государственные пошлины (денежные сборы) на вывоз древесины, чтобы древесину было невыгодно вывозить за рубеж;
    • организовать заповедники, заказники и национальные парки, в которых запрещена вырубка лесов и строительство;
    • защищать леса от пожаров.
  • Чтобы восстановить утраченные леса, надо:
    • высаживать новые деревья;
    • организовывать фермы по выращиванию ценных пород деревьев.

Проблема мусора

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

В настоящий момент существует несколько способов утилизации отходов:

  • сжигание;
  • компостирование;
  • захоронение;
  • складирование на свалках;
  • переработка или вторичная обработка.

Рассмотрим их подробнее.

Сжигание мусора — один из самых распространённых способов избавления от мусора. Весь мусор закидывается в специальные печи и на выходе остаётся зола и тепловая энергия.

К плюсам этого метода относится:

  • снижение риска загрязнения грунтовых вод;
  • получение тепловой энергии, которую можно преобразовать в электричество;
  • низкие финансовые затраты — это способ очень дешёвый.

К минусам метода относится:

  • загрязнение атмосферы летучей золой и вредными химическими элементами, которые выделяются в процессе сжигания;
  • сильный неприятный запах, который образуется в процессе сжигания мусора.

Особенно опасные для природы последствия наступают при сжигании пластика и резины. Именно поэтому сжигание считается неэкологичным методом утилизации отходов. Использовать его можно только для избавления от некоторых типов мусора, например, веток после обрезки деревьев или бумажных отходов.

Компостирование отходов — это закладка отходов в специальные ямы, чтобы в ходе их естественного разложения получилось природное удобрение — компост. 

К плюсам метода относится:

  • получение удобрения для проведения сельскохозяйственных работ.

К минусам метода относится:

  • возможность загрязнения сточных вод;
  • необходимость выделения больших площадей земли для создания компостных ям;
  • трудоёмкость процесса.

Компостирование возможно использовать только к тем видам мусора, которые способны к естественному разложению: пищевые отходы, бумага, дерево и т.п. Если же в компостную яму попадёт пластик или стекло, то они так и останутся непереработанными. Также нельзя компостировать опасные для окружающей среды вещества — химические элементы, электропроводку и т.д.

Захоронение отходов — также широко применяется в нашей стране. В этом случае мусор укладывается в специальные ёмкости и зарывается на свалках, полигонах и могильниках.

К плюсам метода относится:

  • защита окружающей среды от вредного воздействия опасного мусора.

К минусам метода относится:

  • необходимость выделения всё новых и новых площадей под полигоны, так как мусор никуда не девается, а навечно остаётся захороненным на полигоне;
  • необходимость поддерживать целостность емкостей, так как в случае утечки можно получить экологическую катастрофу и загрязнить огромные участки почвы, водоёмы и атмосферу.

Захоронение отходов — вынужденный метод, который используется при невозможности переработки того или иного вида мусора. Это касается, например, химикатов, ядовитых металлов и ядерных отходов. Этот метод нельзя назвать экологически чистым.

Складирование на свалках — метод, которые применяется в России практически повсеместно. В этом случае огораживается участок земли и на него свозится весь бытовой мусор, без всякой сортировки и переработки. Свалки бывают санкционированными (разрешёнными) и несанкционированными (стихийными). 

Плюсов у этого метода нет, за исключением его дешевизны, а вот минусов огромное количество:

  • необходимость выделения всё новых и новых площадей под свалки, так как мусор никуда не девается, а навечно остаётся на этом участке земли;
  • происходит загрязнение почвы и сточных вод, так как отходы на свалке не упакованы в безопасные хранилища и почва никак не защищена;
  • происходит загрязнение атмосферы парами, выделяемыми при гниении содержания свалки;
  • окрестности свалки отравляются ужасным запахом гниения отходов;
  • свалка становится обиталищем крыс и других насекомых, которые могут стать источником эпидемий.

Из-за опасности свалок во многих странах такой способ хранения отходов запрещён.

Переработка или вторичная обработка мусора — самый лучший с точки зрения экологов способ утилизации отходов. Для этого все отходы сортируются по материалам, из которых они изготовлены, а затем из мусора стараются сделать какую-либо новую полезную продукцию:

  • бумагу перерабатывают и используют для изготовления картона и упаковки;
  • стеклянные бутылки и банки преобразуют в стекло для изготовления окон;
  • металлический лом переплавляют и изготавливают трубы и гвозди;
  • старые резиновые автомобильные шины дробят на гранулы и производят  из них мягкое покрытие для детских площадок.

Существуют и другие виды переработки различных отходов, но сделать это возможно только в том случае, если научится сортировать мусор и построить заводы по его переработке.

Проверь себя

1. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?

  • Проблема загрязнения океана.
  • Проблема исчезновения тропических лесов.
  • Проблема мусора.
  • Проблема вымирания животных и растений.
  • Проблема потепления климата.

2. Как решаются экологические проблемы?

Экологические проблемы могут решаться различными способами. Этим занимаются как международные организации, так и отдельные государства, регионы, города, сообщества и просто неравнодушные люди в разных уголках планеты.

3. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.

Международные экологические организации: 

  • Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Гринпис (Greenpeace)
  • Международный Зелёный крест (Green Cross International)

Международные экологические дни:

  • 21 марта — Международный день лесов
  • 22 марта — Всемирный день водных ресурсов
  • 22 апреля — Международный день Матери-Земли
  • 22 мая — Международный день биологического разнообразия
  • 5 июня — Всемирный день окружающей среды

Задание для домашней работы

Подготовь сообщение об одном из экологических дней (по своему выбору). В течение года отметьте в классе экологические дни. Им можно посвятить классные часы, утренники, на них можно пригласить гостей, чьи профессии связаны с охраной природы.

Международный день биологического разнообразия отмечается каждый год 22 мая. Он был провозглашён четверть века назад, в 1995 году. В этот день люди стараются привлечь внимание общественности к тому, что нашей планете нужны все без исключения виды растений и животных, которые на ней обитают.

Наш класс тоже решил рассказать родителям и другим ученикам нашей школы насколько разнообразна природа Земли. Насколько богат её животный и растительный мир. Для этого мы создали фотогалерею «Удивительные обитатели Земли»/

Фотогалерея «Удивительные обитатели Земли»

Удивительное животное Pyura Chilensis, которое неподвижно лежит на пляже и выглядит совсем как камень, называется Живой камень. На самом деле это действительно живое существо, которое дышит, питается, рождается и размножается. Камнем же оно притворяется ради безопасности. Оказывается мясо животного хорошо на вкус и является деликатесом, например, в Японии.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Невероятная Рыба — капля обитает в глубинах океана у побережья Австралии и Тасмании. Её голова напоминает голову очень грустного человека с огромным носом и ртом. Усиливает сходство Рыбы-капли с человеком и отсутствие чешуи, а также бледно-розовая, хоть и скользкая, кожа.

Такое студенисто-образное тело нужно Рыбе — капле для того, чтобы без усилий оставаться на плаву на глубине более 1 км. Рыба широко открывает свой большой рот и «зависает» на нужной глубине, а мелкие рыбки и беспозвоночные сами заплывают в рот этого грустного хищника.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Внешность Бирманской курносой мартышки — просто мечта любителей пластической хирургии. Пухлые розовые губы, выразительная форма глаз и маленький курносый носик, который и дал название виду — самые желанные качества для многих современных красавиц. Правда дополнены они роскошной шёрсткой с чёрным хохолком на макушке.

Живут эти красотки в Восточных Гималаях на высоте 4 000 метров над уровнем моря. Питаются фруктами, листьями и ростками бамбука. Стая курносых мартышек может насчитывать до 600 особей, которые большую часть времени проводят на деревьях. К сожалению местные жители с удовольствием употребляют в пищу мясо этих удивительных животных, так что сейчас вид находится на грани вымирания.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Этот весёлый зверёк называется выхухоль. Обитают выхухоли только только на территории России в Поволжье, так что это наш исключительно русский зверёк. Это небольшое животное имеет 20 сантиметровый хвост и такой же длины тельце. А вот зубов у него — 44 штуки!

Вообще внешность у выхухоли очень своеобразная: нос хоботом, длинные усы — вибриссы, хвост покрытый чешуйками, между пальцами — плавательные перепонки, а всё тело покрыто густым бархатистым мехом. Выхухоли прекрасно плавают и обладают отменным нюхом и слухом, а вот зрение у них развито слабовато.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Дерево баобаб на первый взгляд похоже на перевёрнутый вверх ногами корнеплод — толстое округлое тело и беспорядочные корявые отростки вверху. На самом деле это огромные деревья, диаметр ствола которых может достигать 8 метров, а высота — 25 метров. Внутри дерева нет годовых колец, но очень много влаги. Баобабы могут накопить до 120 000 литров воды. Это очень полезное качество позволяет им выжить в жаркой африканской саванне. Что касается возраста баобабов, то существуют экземпляры которым более 1 000 лет.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Удивительно, но сгущенное молоко оказывается можно получить не только из коровьего молока, а и из дерева. В Центральной и Южной Америке растёт невероятное дерево — Бросиум полезный. Его древесные соки по вкусу и по цвету напоминают молоко, а точнее — сгущенное молоко. Сейчас существуют целые рощи таких деревьев, так как древесная сгущёнка пользуется большим спросом. Она вкусная, полезная и очень долго хранится.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Если вдруг вы окажетесь в горах Андах на высоте 4 000 метров над уровнем моря и увидите огромную зелёную подушку или целый диван, то знайте — это растение Ярета. Несмотря на то, что выглядит такая подушка как единый организм, она является колонией множества мельчайших растений плотно прижатых друг к другу. Растёт Ярета очень медленно — всего на 2 см в год. Так что для того, чтобы вырос целый диван требуется несколько сотен лет.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Растение Такка легко можно перепутать с крупной летучей мышью. Цветок, диаметр которого достигает 40 см имеет очень причудливую форму: два больших крыла и множество мелких лепестков и шарообразных пестиков. Мелкие лепестки имитируют шорстку летучей мыши, а пестики — глаза. Всё это великолепие дополнено длинными свисающими нитями.

Произрастает Такка в тропических регионах Африки, азии, Австралии и Южной Америки.  Кстати, молодые листья и соцветия Такки используют для изготовления знаменитой приправы карри, которая есть практически на каждой кухне.

Мир глазами эколога - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Наш мир населяют самые удивительные и разнообразные растения и животные. Это сокровища Земли, которые надо сохранять и охранять, ведь если эти удивительные живые существа исчезнут с лица нашей планеты, то Земля, а вместе с ней и мы, станет беднее.