§ 11. Отношения с окружающими. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)



Вспомним

Можно ли назвать личностью животное.

Согласно мнению учёных, личностью можно назвать того, кто обладает:

  1. индивидуальностью — устойчивым набором качеств, отличающих его от других индивидуумов;
  2. сознанием — способностью осознавать себя и своё место в окружающем мире.

Животным, как и человеку, часто присущи индивидуальные черты: свой характер, привычки, привязанности, умения и стремления. Каждый владелец домашнего питомца с упоением рассказывает об особых качествах любимца: умный, ленивый, заботливый, преданный, любит говядину, предпочитает спать на спине и т.д. Именно поэтому часто мы считаем, что каждое животное это личность. 

Но это не так, ведь, в отличие от человека, животные не обладают сознанием — вторым необходимым условием для того, чтобы считаться личностью. Животное в большинстве случаев руководствуется инстинктом, а не разумом. Животные не мечтают, не строят планы, не работаю годами для достижения своих целей и не занимаются творческой деятельностью.

Именно поэтому животные, как домашние, так и дикие, могут обладать индивидуальностью, но не могут считаться личностью. 

Что такое чувства. Какие чувства ты знаешь.

Чувства — это устойчивые и осознанные эмоции, вырабатывающиеся у личности в отношении конкретных людей или явлений. В отличие от эмоций, чувства остаются на нами на длительное время, а иногда и на всю жизнь.

Примерами чувств может быть: 

  • любовь;
  • ненависть;
  • привязанность;
  • счастье;
  • страх чего—либо или кого-либо (фобия);
  • вина;
  • радость;
  • страсть;
  • отчаяние;
  • другие чувства, которые человек испытывает в отношении конкретных людей, явлений или предметов.

У каждого человека свой собственный набор чувств, присущих ему. Например, большинство людей испытывают чувство любви к Родине, привязанности к своим домашним питомцам, счастье от общения с близкими людьми или стресс от напряженных отношений на работе. 

Обсудим вместе

Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?

В процессе общения с другими людьми человек начинает разделять окружающих на тех людей которые ему нравятся и на тех, которые ему безразличны или неприятны. Это происходит под воздействием чувств, испытываемых в присутствии этого человека.

Положительные чувства вызывают симпатию к человеку, а отрицательные — антипатию. Например симпатию (внутреннее расположение к человеку) вызывает чувство радости, любви, восхищения, уважения или нежности. А антипатию (внутреннюю неблагосклонность к человеку) может вызвать чувство обиды, огорчения, ненависти или недоверия.

С симпатичными нам людьми мы стараемся завязать дружеские отношения и часто общаться. Люди, которые не вызывают у нас никаких чувств для нас безразличны. А вот те, кто вызывают антипатию нам  неприятны. С ними мы не хотим даже встречаться лишний раз.

Какие отношения называются межличностными.

Межличностными называют отношения между человеком и окружающими его людьми. Это всегда взаимные отношения. То есть для того, чтобы отношения можно было назвать межличностными, надо чтобы происходило взаимодействие между двумя конкретными людьми.

Межличностные отношения бывают деловыми, товарищескими, приятельскими, семейными и личными.

Вопросы в тексте параграфа

Раздели перечисленные ниже чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Положительные чувства из списка: удовольствие, радость, блаженство, восторг, восхищение, гордость, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Отрицательные чувства из списка: зависть, горе, обида, гнев, тоска.

Какие чувства ты бы добавил к каждому списку?

Положительные чувства (дополнение к списку): привязанность, надежда, ликование, умиление, забота, удовлетворение.

Отрицательные чувства (дополнение к списку): отчаяние, тревога, ненависть, злость, недоверие. 

Определи, какой рисунок иллюстрирует отношения официальные, а какой — личные.

§ 11. Отношения с окружающими. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Официальные отношения иллюстрирует рисунок справа — это армейские отношения между солдатом и офицером. При встрече со старшим по званию офицером солдат должен отдать честь. Офицер, в свою очередь, отвечает солдату ответным приветствием.

Личные отношения иллюстрирует рисунок справа — это приятельские или дружеские отношения между двумя мальчиками. При встрече они обмениваются приветственными похлопываниями по плечу.

Картинная галерея

§ 11. Отношения с окружающими. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)
Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском». 1875 г.

Как ты думаешь, почему дружба так важна для людей?

Я думаю, что дружба важна для каждого человека. Теоретически человек может выжить без друзей, но будет ли он при при этом счастлив? 

Друзья делают нашу жизнь насыщенней и веселее. С ними интересно поговорить, поиграть, отдохнуть, отправиться в путешествие или посмеяться. Именно друзья всегда готовы поддержать нас в трудную минуту: помочь советом или делом, подставить своё плечо, чтобы разделить горести и печали. 

С друзьями можно поделиться своими секретами, рассказать о своих сомнениях и получить совет при выборе правильного решения. Они не будут смеяться над нашими недостатками и помогут осуществить даже самые смелые мечты.

Настоящие друзья помогают нам быть лучше, работать над собой, чтобы расти физически, морально и интеллектуально. Именно дружба проявляет наши самые хорошие качества.   

Что объединяет друзей крепче всего?

Обычно друзьями становятся люди, которые симпатичны друг другу. Дружба может завязаться благодаря:

  • общим интересам и увлечениям;
  • общей работе или учёбе;
  • общим взглядам на жизнь и мировоззрению;
  • общим проблемам или радостям.

То есть для того, чтобы завязалась дружба надо найти что-то общее между тобой и человеком с которым ты хочешь дружить.

Со временем дружба может стать крепче или наоборот ослабнуть или даже закончится. Крепче всего дружбу делает:

  • совместное преодоление трудностей;
  • совместное решение проблем;
  • совместные дела;
  • приятно проведённое вместе время;
  • взаимопонимание по различным вопросам.

Известны ли тебе другие примеры истинной дружбы?

Примеры истинной дружбы можно найти в литературе, в кино и в жизни. Например, наиболее известными друзьями можно назвать:

  • Гарри Поттера, Гермиону Грейнджер и Рона Уизли — главных героев книги и фильмов о Гарри Поттере. В ходе повествования мы видим, как друзья познакомились, как они помогают друг другу, как вместе преодолевают трудности и препятствия, как ссорятся и мирятся и как помогают друг другу стать лучше.
  • Фродо и Сэма из повети Толкина «Властелин колец». Эти хоббиты — вымышленные персонажи, но их дружба настоящая. Каждый из друзей готов пожертвовать своей жизнью ради помощи другу. Они вместе выпутываются из опасных ситуаций и вместе совершают героические поступки ради спасения мира.
  • Атоса, Партоса, Арамиса и Д’Артаньяна — героев романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Девиз этих молодых людей : «Один за всех и все за одного!». И они действительно всегда приходят на выручку друг другу даже в самых опасных ситуациях. Вместе друзья способны противостоять даже опасному и очень умному кардиналу.
  • Шерлока Холмса и Доктора Ватсона — героев детективных «Рассказов о Шерлоке Холмсе», написанных Артуром Конан Дойлом. Эти персонажи распутывают сложнейшие головоломки и прекрасно дополняют друг друга, несмотря на огромную разницу в характерах и увлечениях. Главное в их дружбе то, что и Холмс, и Ватсон всегда могут положиться друг на друга.
  • Нюшу, Бараша, Кроша и Ёжика — героев мультсериала «Смешарики». Эти персонажи постоянно попадают к вакие-то приключения, решают какие-то насущные вопросы, ссорятся и мирятся, спорят и философствуют. И, несмотря на такие бурные взаимоотношения между ними, они настоящие друзья, ведь главное в дружбе — взаимопонимание и взаимовыручка, которые так характерны для Нюши, Бараша, Кроша и Ёжика.

Почему разлука с другом переживается человеком как несчастье?

Когда разлучаешься настоящим другом, то чувствуется какая-то пустота. 

Казалось бы, сейчас существует огромное количество современных средств связи: мобильные телефоны, социальные сети, WhatsApp, Viber, Skype и многие другие. В любой момент и на любом расстоянии друзья могут связаться друг с другом и поговорить, но этого оказывается недостаточно.

Для друзей очень важен личный контакт, возможность похлопать друга по плечу, обнять или просто посидеть вместе молча. Именно такого контакта не хватает друзьям во время разлуки и именно это воспринимается как несчастье.

Дело в том, что для того, чтобы понять друг друга настоящим друзьям не обязательно выражать свои мысли словами. Они понимают друг друга по жестам, взглядам, мимике или даже по интонации голоса.

Такое общение на научном языке называется невербальным и восполнить его отсутствие сложно даже при помощи современных технологий. Так что даже в наше время друзья всегда ощущают огромную радость после разлуки, даже если всё это время они каждый день общались по телефону и видео.

Проверим себя

1. В чём состоят основные особенности межличностных отношений?

Главная особенность межличностных отношений в том, что возникнуть они могут только при взаимодействии двух или более людей — личностей. То есть межличностные отношения всегда носят обоюдный характер.

Ещё одна особенность состоит в том, что при межличностных отношениях между людьми возникает особая связь, основанная на их чувствах и разуме. 

2. Что такое взаимопонимание? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?

Взаимопонимание — это тип межличностных отношений, при котором люди способны понимать и принимать чувства друг друга, прислушиваться к мнению по тому или другому вопросу, учитывать интересы и желания другого человека.

Взаимопонимание возникает тогда, когда люди доверяют друг другу, испытывают общие чувства и эмоции, когда удаётся найти общее мнение по тому или иному вопросу, либо когда хорошо  налажено взаимодействие между данными людьми.

Чтобы добиться взаимопонимания надо: 

  • постараться получше узнать друг друга: стремления, мысли, чувства, желания обоих личностей;
  • делиться своими чувствами и эмоциями;
  • разговаривать друг с другом;
  • постараться понять другого человека, попробовать посмотреть на проблему «его глазами»;
  • постараться научиться взаимодействовать в различных ситуациях, делать что-то «как единое целое», работать «как один механизм»;
  • доверять друг другу;
  • заниматься совместной деятельностью, доставляющей радость и удовольствие: совместные игры, путешествие, отдых и т.д.

3. Что притягивает или отталкивает людей в межличностных отношениях?

Положительные чувства и эмоции, которые человек испытывает во время общения, притягивают людей. Это может быть чувство радости, удовольствия, счастья, чувство благодарности или восхищения.

Отрицательные чувства и эмоции, наоборот, отталкивают людей друг от друга и не дают выстроить хорошие межличностные отношения. К таким чувствам можно отнести чувство раздражения, брезгливости, возмущения, неловкости или обиды.

4. Чем различаются деловые и личные отношения?

Деловые отношения (официальные, должностные) — это отношения между людьми, связанные с соблюдением какие-то формальностей или правил. Это могут быть:

  • рабочие отношения между коллегами;
  • рабочие отношения между начальником и подчинёнными;
  • деловые отношения между бизнес-партнёрами;
  • коммерческие отношения между продавцом и покупателей;
  • рабочие отношения между учителем и учениками;
  • социальные взаимоотношения между гражданами и чиновниками;
  • многие другие виды деловых взаимоотношений.

Личные отношения — это межличностные отношения не ограниченные формальными правилами. Это могут быть дружеские, приятельские или даже любовные взаимоотношения.

5. Почему подростки требовательны к друзьям? Ответ аргументируйте.

Подростки требовательны не только к друзьям, но и к себе, к родителям, к учителям и ко всему, что их окружает. Завышенная требовательность, желание разделить все «на чёрное и на белое», не желание идти на уступки и компромиссы, излишняя принципиальность — всё это характерные особенности переходного периода у подростков.

Нельзя сказать, что излишняя требовательность подростков — это хорошее качество. Нередко быстрое и бескомпромиссное решение по тому или иному вопросу становится ошибочным. Особенно больно бывает, если такие ошибки приводят к потере друзей и к потере доверия близких.

Нужно всегда стараться рассмотреть ситуацию с разных сторон и постараться вынести объективное решение. Нужно уметь проявлять терпение и понимание, ведь людей, ни разу не совершавших ошибки, не бывает.

В классе и дома

1. Что ты думаешь о следующем высказывании писательницы Н. Долининой?

«Когда-то я думала, Пущину повезло: благодаря великому поэту он вошёл в историю. Теперь, прочитав письма, воспоминания, книги о декабристах, иногда думаю: это Пушкину повезло. Он встретил в жизни человека такой чистоты, такого душевного тепла и бескорыстия, как Пущин! И всё-таки не просто повезло. Он сам выбрал этого человека среди остальных и сумел душевно заработать эту дружбу».

Я думаю, что писательница Н. Долинина очень точно подчеркнула истинный смысл дружеских отношений. Дружба — это взаимоотношения двух людей, которых объединяет что-то общее. Чтобы найти друга надо не только найти человека, который бы понимал твои стремления и поддерживал бы их, но и суметь заинтересовать его, вызвать его симпатию и завоевать уважение. Когда дружеские отношения взаимны, то друзья делятся между собой всем: мудростью, мечтами, идеями и даже славой.

И Пушкин, и Пущин были выдающимися людьми своего времени: талантливыми, думающими и великодушными. Можно сказать, что Пушкин поделился с другом своей славой (вольно или невольно), а Пущин — чистотой, душевным теплом и бескорыстием. При этом, вступая в дружеские отношения ни один из них не думал о том что получит. Им просто было приятно общаться и чувствовать поддержку друг друга.

2. Спроси у своих родителей о друзьях их юности: в каком возрасте (в каком классе) они подружились? Сколько лет продолжалась эта дружба? Что менялось в ней с годами? Чем дороги твоим родителям школьные друзья? Подумай, какие выводы ты можешь сделать для себя.

Дружба между людьми может возникнуть в самом разном возрасте. Кто-то находит лучшего друга в детском саду, кто-то в начальной школе, кто-то в техникуме или в институте, кто-то на работе, а кто-то вообще в Интернете. У каждого человека своя история.

Например, моя бабушка до сих пор дружит со своей школьной подругой и вспоминает как они вместе прыгали в сугробы и играли в «Казаки-разбойники». Они не очень часто видятся, так как живут в разных городах, но обязательно созваниваются по праздникам и поздравляют друг друга с днём рождения.

А вот папа нашёл своего лучшего друга во время обучения в колледже. Со временем дружба друзей переросла в дружбу семей. Мы часто встречаемся с семьёй папиного друга: смотрим фильмы, играем в настольные игры и отмечаем праздники. Иногда мы даже вместе ездим в отпуск или отправляемся на прогулку на природу. Так что сейчас папин друг и его семья — это почти как родственники, а его дети для нас словно наши брат и сестра.

Мама познакомилась со своими лучшими подругами на работе. Сначала они просто вместе работали, потом начали встречаться по праздникам и приглашать друг друга в гости. В конце концов между ними завязалась крепкая дружба. Они делятся между собой своими радостями и своими проблемами, а также стараются помочь друг другу в трудных ситуациях. Хотя чаще всего они вместе просто отдыхают — встречаются вечером в кафе или болтают по телефону обсуждая все новости.

На мой взгляд, совсем не важно в каком возрасте и как ты находишь лучшего друга. Главное — это суметь сохранить дружеские отношения на долгие годы, а для этого надо научиться понимать и поддерживать своих  друзей.

3. Составь словесный портрет своего друга. Постарайся представить его так, чтобы другие люди могли его узнать в толпе. Обрати внимание на те качества друга, которые тебе наиболее симпатичны.

Словесный портрет моей подруги Ани

Мою подругу зовут Аня. Мы учимся вместе в одном классе. Аня поступила в нашу школу в 5 классе и сразу понравилась мне. Они спокойная и умная, с ней интересно разговаривать и она смотрит на многие вещи так же, как я. Мы вместе увлекаемся рисованием, но я люблю танцевать и хожу в танцевальный кружок, а она занимается настольным теннисом.

Узнать Аню легко. Она высокая, стройная, с блестящими русыми волосами, стянутыми в длинный хвост. У неё очень красивые карие глаза миндалевидной формы и овальное лицо с высокими скулами. Голос Ани низкий и какой-то бархатистый. Мне кажется, что так говорят итальянки, живущие на берегу моря. 

Аня всегда держится спокойно и уверенно, хотя я знаю, что на самом деле она часто стесняется и может сомневаться в своих силах. Мне нравится, что при необходимости моя подруга всегда может собраться и сделать все что требуется на высшем уровне. Я знаю, что она никогда не предаст меня и никогда не будет надо мной смеяться. Мне хорошо и легко со своей подругой.

4. Подбери свои любимые стихи о дружбе и любви, объясни, чем они тебе нравятся.

Мне нравится песня «Дружба крепкая», написанная композитором Савельевым на стихи М. Пляцковского. Эта песня рассказывает о том, каким должен быть настоящий друг и я бы хотел, чтобы у меня тоже был такой друг.

Песня «Дружба крепкая»
Слова: Пляцковский М.
Музыка: Савельев Б.

1 куплет

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.

2 куплет

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой» — скажут все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.

3 куплет

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.

Ещё одно очень хорошее стихотворение о дружбе написал поэт Разул Гамзатов. Оно называется «Берегите друзей«. В этом стихотворении рассказывается о том, что друга очень трудно найти и очень легко потерять. 

Берегите друзей
Расул Гамзатов

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

Очень светлое и по-настоящему тёплое стихотворение «Дружба — это тёплый ветер!» написала в 2013 году неизвестная широкому кругу читателей поэтесса Анастасия Парнюк. В стихотворении рассказано насколько радостной и счастливой может быть жизнь, если её согревает дружба.

Дружба- это теплый ветер!
Парнюк Анастасия

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

Мне очень нравится стихотворение Самуила Маршака «Друзья-товарищи». В нем рассказывается, что с другом могут быть веселыми и интересными даже самые обычные вещи, например дорога из школы.

Друзья-товарищи
Самуил Маршак

День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли, куда попало
В первый тёплый день.

Шли, куда попало,
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.

А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.

Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.

Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.

Очень поучительным я считаю стихотворение Андрея Деметьева «Друг познаётся в удаче». Действительно, всем известна мудрость «Друг познаётся в беде», но ведь и во время радостных событий друг должен оставаться другом: не завидовать и не льстить без причины.

Друг познаётся в удаче
Андрей Дементьев

Друг познаётся в удаче
Также порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.

Друг познаётся в удаче.
Если удача твоя
Друга не радует, — значит,
Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть
Разум затмила его,
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.

Он не простит… Но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познаётся в удаче
Больше порой, чем в беде.

Из стихотворений о любви я бы выбрал стихотворение Омара Хайяма «Я пришёл к мудрецу…». Я пока ещё не могу судить о любви на личном опыте и, мне кажется, это стихотворение говорит о любви очень мудро.

Омар Хайям

Я пришел к мудрецу и спросил у него:
«Что такое любовь? Он сказал «Ничего»

Но, я знаю, написано множество книг:
Вечность пишут одни, а другие – что миг…

То опалит огнем, то расплавит как снег,
Что такое любовь? «Это все человек!»

И тогда я взглянул ему прямо в лицо,
Как тебя мне понять? «Ничего или все?»

Он сказал улыбнувшись: «Ты сам дал ответ!:
«Ничего или все!»,- середины здесь нет!

Словарик

Личность это особа, обладающая сознанием и индивидуальностью.

Чувства это устойчивые и осознанные эмоции, проявляющиеся длительное время в отношении конкретных людей, предметов или явлений: любовь, ненависть вина, радость, счастье, страсть, отчаяние и т.д.

Межличностные отношения — особая связь человека с окружающими его людьми. Межличностные отношения носят обоюдный характер, то есть это взаимодействие между двумя конкретными особами.

Симпатия — внутреннее расположение к человеку, желание с ним общаться и иметь взаимные отношения.

Антипатия — внутренняя неблагосклонность к человеку, нежелание не только общаться с ним, но и даже встречаться.

Стереотип — устойчивое обобщенное представление о чем-либо, сформированное в обществе. Часто стереотипы бывают ошибочны. Например, стереотип «Все блондинки глупые» совсем не соответствует действительности, так как ум и эрудированность человека совсем не зависят ни от цвета волос, ни от половой принадлежности. 

Знакомства — это тип межличностных отношений между людьми, которые узнают друг друга при встрече, могут поздороваться и поговорить на общие темы. 

Приятельство это тип межличностных отношений между людьми, которых связывает взаимная симпатия, желание общаться.

Товарищество это тип межличностных отношений между людьми, которых связывает не только взаимная симпатия, но и какая-то общая деятельность.

Дружба это тип межличностных отношений между людьми, которых связывают устойчивые бескорыстные взаимоотношения, основанные на взаимной симпатии, доверии и уважении.

Любовь — это тип межличностных отношений между двумя людьми, связанными очень сильной взаимной симпатией, привязанностью и желанием заботиться друг о друге.

Вербальное общение — общение при помощи слов, речи.

Невербальное общение — общение посредством жестов, мимики, прикосновений и других средств языка тела.

Взаимопонимание — это тип межличностных отношений, при котором люди способны прислушиваться к мнению по тому или иному вопросу, понимать и принимать чувства друг друга, учитывать интересы и стремления другого человека.

Деловые отношения это отношения, связанные с соблюдением правил и формальностей. Их также называют должностными отношениями или официальными отношениями.

Личные отношения — это отношения двух или нескольких человек между собой, не ограниченные правилами и формальностями.

Неформальные отношения это отношения между двумя или несколькими людьми, которые не ограничены определёнными правилами и формальностями, то есть неформальными можно назвать любые типы личных взаимоотношений.