Практикум к главе 3. Вопрос 1. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)



Практикум к главе 3. Вопрос 1

Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различ­ные виды и уровни межличностных отношений (знакомство, при­ятельство, деловые отношения, неформальные отношения).

Прежде чем выполнять это задание, необходимо вспомнить определения межличностных отношений и их видов. Такие определения даны, например, в параграфе 11 данного учебника: 

  • Межличностные отношения — особая связь человека с окружающими его людьми. Межличностные отношения носят обоюдный характер, то есть это взаимодействие между двумя конкретными особами.
  • Знакомства — это тип межличностных отношений между людьми, которые узнают друг друга при встрече, могут поздороваться и поговорить на общие темы. 
  • Приятельство — это тип межличностных отношений между людьми, которых связывает взаимная симпатия, желание общаться.
  • Деловые отношения — это отношения, связанные с соблюдением правил и формальностей. Их также называют должностными отношениями или официальными отношениями.
  • Неформальные отношения — это отношения между двумя или несколькими людьми, которые не ограничены определёнными правилами и формальностями, то есть неформальными можно назвать любые типы личных взаимоотношений.

Теперь можно приступать к созданию сценариев сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — знакомство

Вариант 1:

Света живёт в многоквартирном доме. Когда субботним вечером она зашла в лифт, то встретила свою соседку Анну Ивановну и, естественно, сразу поздоровалась с ней, после чего и завязался разговор:

  • Света: Здравствуйте, Анна Ивановна.
  • Анна Ивановна: Здравствуй, Света. Какая ты сегодня нарядная! Собралась куда-то?
  • Света: Да, Анна Ивановна, мы с подружками идём на концерт.
  • Анна Ивановна: Отлично придумали. Хорошо вам отдохнуть!
  • Света: Спасибо, Анна Ивановна. Вам тоже хорошего вечера.
  • Анна Ивановна: Спасибо, Света. До свидания.

Вариант 2:

Ирина и Ксюша летом отдыхали в одном летнем лагере. Они были знакомы друг с другом, но особо не общались и после окончания смены больше не виделись. Однажды они случайно встретились на городском катке и у них завязалась беседа:

  • Ксюша: Привет, Ира!
  • Ирина: О, Ксюша, привет! Давно не виделись! Как ты?
  • Ксюша: Да нормально. Вот на каток с подружками выбрались. Классно здесь, правда?
  • Ирина: Ага, здорово. Мы с компанией каждые выходные сюда ходим. Встречала кого из наших ещё? 
  • Ксюша: Да я только с Олей иногда созваниваюсь. У неё все хорошо, выиграла конкурс по рисунку. Ты помнишь, как хорошо она рисует? А так даже ни о ком ничего не слышала.
  • Ирина: А, поздравь от меня Олю. Удачи ей! Я тоже никого больше не видела. Ладно, пока, пойду кататься дальше.
  • Ксюша: Ага, меня тоже уже зовут. Пока!

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — приятельство

Вариант 1:

Света живёт в многоквартирном доме на 5 этаже, а на третьем этаже живёт её одноклассница Настя. Свету с Настей нельзя назвать лучшими подругами, но они поддерживают хорошие приятельские отношения. Когда девочки встретились в лифте, то у них завязалась небольшая беседа:

  • Настя: Привет, Света! 
  • Света: Привет! Как дела, гулять идёшь?
  • Настя: Отлично, хотим с Викой в парк сходить. Там каток открылся. Максим сказал, что классный. Они с ребятами туда уже ходили.
  • Света: О, здорово. Хорошая идея. Максим с ребятами туда сегодня тоже придут? А Никита будет? И Илья?
  • Настя: Не знаю, посмотрим. А ты куда? Классно выглядишь!
  • Света: Да мы с Ленкой и Лерой на концерт идём. Ещё месяц назад купили билеты на Элджея. Оторвёмся!
  • Настя: Вау, круть. Потом расскажешь!
  • Света: Ок. Передавай привет Вике и ребятам. Мы с девчонками может в следующие выходные с вами пойдём.
  • Настя: Хорошо. До встречи!

Вариант 2:

Ксюша и Оля летом вместе отдыхали в летнем лагере. Они неплохо провели время и иногда с удовольствием созваниваются:

  • Ксюша: Алло, Оля, привет!
  • Оля: Ксюша, это ты? Привет! Здорово, что ты позвонила! Я как раз думала тоже тебе звонить. У меня такие новости! 
  • Ксюша: Правда? Рассказывай!
  • Оля: Помнишь, я рассказывала тебе про конкурс? В котором я выиграла?
  • Ксюша: Конечно.
  • Оля: Так теперь мою работу отобрали на региональный конкурс! Представь? 
  • Ксюша: Класс! Поздравляю! Поедешь в Москву? А когда?
  • Оля: Нет пока. Сначала работу отвезёт на конкурс наш городской организатор, а потом, если выиграю, то поеду со своей учительницей рисования и с родителями получать награду.
  • Ксюша: Понятно. Удачи тебе! А у меня тоже новости. Я тут на катке Ирку видела. Помнишь, высокая такая?
  • Оля: Ага, она ещё всё с Ритой дружила. И как она?
  • Ксюша: Да нормально. Выглядит потрясно. Они с компанией на катке были. Интересная у неё компания, я бы даже познакомилась. 
  • Оля: Так давай тоже на каток сходим. Там и поболтаем. Ты в выходные свободна?
  • Ксюша: Пока не знаю. Давай ближе к выходным созвонимся. 
  • Оля: Ага, давай. Пока!
  • Ксюша: Пока!

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — деловые отношения

Вариант 1:

Света Миронова учится в 6 «А» классе, а Елизавета Павловна работает учителем математики и  является классным руководителем в этом классе. Утром они встретились в школьной рекреации во время перемены:

  • Света: Здравствуйте, Елизавета Павловна!
  • Елизавета Павловна: Здравствуй, Света. Подожди минутку. Светлана, передай, пожалуйста, Игорю, что я хочу с ним поговорить. Пусть подойдёт ко мне на следующей перемене. И Артёма пусть с собой прихватит. Они вместе в олимпиаде участвуют.
  • Света: Хорошо, Елизавета Павловна, я передам. Им надо с собой что-нибудь взять?
  • Елизавета Павловна: Нет, Света, ничего не надо. Пусть просто придут и не задерживаются.
  • Света: Хорошо.
  • Елизавета Павловна: Ну ладно, Света, иди. Не стоит на урок опаздывать.

Вариант 2:

Елизавета Павловна и Ирина Владимировна работают учителями в одной школе. Утром они встретились в школьной рекреации во время перемены:

  • Ирина Владимировна: Здравствуйте, Елизавета Павловна.
  • Елизавета Павловна: Здравствуйте. Ирина Владимировна, вы уже определились кто от вашего класса идёт на олимпиаду?
  • Ирина Владимировна: В общем-то да, кандидаты есть. Думаю отправить Алёну Волкову и Петра Ванина. А вы кого планируете послать? 
  • Елизавета Павловна: Да вот думаю. Сейчас на примете Игорь Легков и Артем Голец, но насчёт Артёма я пока сомневаюсь. Вы не знаете какие типы заданий там будут? Вы по каким-то пособиям готовитесь?
  • Ирина Владимировна: Честно говоря, использую как обычно сборник олимпиадных задач. Не думаю, что там что-то новое придумают. А вы чем пользуетесь?
  • Елизавета Павловна: Тоже сборником и плюс в Интернете подборочку сделала. Говорят будет ещё что-то в стиле ВПНов. 
  • Ирина Владимировна: Ага, надо будет тоже посмотреть. Так, пора бежать. Мне ещё до урока надо успеть с дежурством разобраться. До свидания.
  • Елизавета Павловна: Хорошо. До встречи.

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — неформальные отношения

Вариант 1:

Настя с Викой не только одноклассницы, но и заядлые подружки. В выходные они собрались сходить на городской каток и договариваются об этом по телефону:

  • Настя: Алло, Викуль, привет! 
  • Вика: Привет, Настя! Ты сейчас где?
  • Настя: Да я пока дома. Ты завтра во сколько освободишься? В художку утром пойдёшь?
  • Вика: Да, но я уже к обеду освобожусь. Папа сказал, что за мной заедет. Так что я быстро домой попаду. Может он и нас потом в парк отвезёт.
  • Настя: Это было бы здорово. Тогда я за тобой зайду. Часа в 2 дня нормально?
  • Вика: Лучше в полтретьего. Вдруг что. Мама там пирожки затеяла, надо будет помочь. 
  • Настя: Вау, пирожки! У тети Нади они вкусные!
  • Вика: Кстати после катка можем зайти к нам и попить чай с пирожками. Хочешь?
  • Настя: Спрашиваешь? Конечно! И поболтаем потом.
  • Вика: Ну договорились. У меня в полтретьего завтра с коньками.
  • Настя: Ага, Пока!
  • Вика: Пока!

Вариант 2:

На весенних каникулах 6 «А» класс, во главе со своей классной руководительницей Елизаветой Павловной, отправился на поезде на экскурсию в Санкт-Петербург. В одном вагоне оказались школьницы Света, Настя и Алёна, а также их учительница. В дороге они разговорились.

  • Света: Елизавета Павловна, а вы уже были когда-нибудь в Санкт-Петербурге?
  • Елизавета Павловна: Да, девочки, была. Это была замечательная поездка.
  • Настя: Расскажите, Елизавета Павловна!
  • Елизавета Павловна: Хорошо. Это было довольно давно. Мы с подругой учились в университете и летом часто ездили на экскурсии по разным городам. Как-то в конце июля мы поехали в Санкт-Петербург. 
  • Алёна: В конце июля? Так это время белых ночей? Неужели там правда ночью было светло как днём?
  • Елизавета Павловна: Да, Алёна, ты абсолютно права. Это было время белых ночей. Невероятно интересно. Мы могли гулять по Петербургу и днём, и ночью, и действительно было светло. Как будто день, но в жемчужной дымке. На улицах почти никого нет, каналы затихли и мосты над Невой разведены. Ощущения нереальные!
  • Настя: Елизавета Павловна? А что вы еще видели? 
  • Елизавета Павловна: У нас была довольно насыщенная программа. Мы посмотрели Дворцовую площадь, Адмиралтейство, прогулялись по Стрелке Васильевского острова, посетили Летний сад и даже Эрмитаж, побывали в Петергофе и даже добрались до Ораниенбаума. Летом в Петербурге замечательные сады. А какие там фонтаны!
  • Света: А что вам понравилось больше всего?
  • Елизавета Павловна: Наверное прогулка на речном трамвайчике. Было очень интересно и очень красиво. Экскурсовод так увлекательно рассказывала про город и его великую историю. А ещё на этой экскурсии мы познакомились с ребятами из Челябинска. Отличные ребята. Мы потом с ними долго переписывались.
  • Настя: И до сих пор переписываетесь?
  • Елизавета Петровна: Нет, потом переписка затихла. У нас тогда ещё не было Интернета и мы посылали письма обыкновенной почтой. А вы сейчас с кем-нибудь из другого города переписываетесь?
  • Света: Я общаюсь с ребятами из других городов когда играю на компьютере в Майнкрафт. Мы обсуждаем как лучше выполнять задания и просто болтаем.
  • Настя: А я больше сижу в Инстаграме и у меня много подписчиков со всей страны.
  • Алёна: А я переписываюсь ВКонтакте с ребятами, с которыми я была в одном отряде в Артеке. Мы до сих пор все дружим.