Лес и человек — Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник



Вопросы в тексте параграфа

Вспомни, что ты уже знаешь о роли леса в жизни человека.

Роль леса в жизни человека

Как известно, далеко не каждый уголок Земли может похвастаться лесными массивами. Леса не растут в пустынях и тундрах, их нет на поверхности океанов и на полярных ледниках. И всё же леса играют важнейшую роль в жизни всех без исключения людей на планете. Без них жизнь на Земле была бы невозможна.

Самое главное свойство леса — это умение поглощать ядовитый для живых существ углекислый газ и перерабатывать его в необходимый для жизни кислород. Лес и правда похож на настоящую фабрику кислорода, так что чем больше лесов, тем свежее и качественнее воздух на всей планете. 

Также леса способны очищать воздух от пыли и убивать болезнетворные бактерии. Например, давно замечено, что воздух хвойных лесов отлично помогает людям страдающим от бронхита или астмы, а лесные полосы, посаженные вдоль автомобильных дорог, способны снизить уровень загрязнения воздуха от автотранспорта.

В лесу люди издревле добывают множество полезных вещей: древесину для строительства, ягоды, грибы и травы для пропитания и лечения, диких животных для изготовления тёплой одежды и приготовления сытных мясных блюд. Кроме того лес является источником сырья для производства бумаги, искусственных тканей, химических веществ и многого другого.

Лес защищает водоёмы от обмеления, а селения по берегам рек — от наводнений. Он сохраняет склоны гор от обвалов и оползней, а горных жителей — от лавин и селей. В лесных массивах образуются плодородные почвы, а жители сельских районов устраивают между полями специальные лесополосы, чтобы не допустить возникновения сильных ветров и создать благоприятные условия для выращивания урожая.

Впрочем, лес человек любит не только из-за его огромной пользы. Лесные массивы — это прекрасное место для отдыха и  восстановления душевного равновесия. Можно бесконечно любоваться красотой и многообразием лесов Земли и получать от этого эстетическое удовольствие.

Подробнее о роли леса в жизни человека и в жизни планеты можно посмотреть на видео с канала Экокласс «Зачем нужен лес?»:

Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу?

  • Нельзя сжигать сухую траву и листья — это может привести к пожару.
  • Разводить костёр можно только на специально устроенном кострище, чтобы не повредить лесную почву. В жаркую и сухую погоду костры разводить запрещено, чтобы избежать возникновение пожара.
  • Нельзя срезать с деревьев кору или собирать берёзовый сок в лесу, так как после этого могут заболеть и умереть даже здоровые сильные деревья. 
  • Нельзя бесконтрольно срывать цветы и другие растения, так как некоторые растения являются редкими или вымирающими, невинный на первый взгляд сбор ландышей может привести к их полному исчезновению в вашем лесу, а нечаянное попадание в реки ядовитого растения возможно нанесёт вред здоровью уже самому сборщику.
  • Нельзя ловить насекомых, брать в руки птенцов и уносить из леса диких животных. Каждое животное или растение очень важно для леса, так что бездумный отлов может принести непоправимому вреду целой лесной системы.
  • В лесу нельзя мусорить и шуметь. Мусор, также как и шум, мешает жителям леса. Вы же не хотите, чтобы кто-то пришёл в ваш дом и начал там мусорить и шуметь. Вот и обитателям леса это тоже не нравится. 

А какие правила безопасности нужно соблюдать в лесу?

Даже небольшой лес похож на настоящий лабиринт и в нём легко может заблудиться как новичок, так и опытный человек. Именно поэтому надо: 

сообщить о своём намерении пойти в лес родным и близким;

  • взять с собой заряженный мобильный телефон, чтобы сообщить о проблеме в случае опасности;
  • одеть яркую одежду, желательно со светоотражающими элементами;
  • взять с собой запас питьевой воды;
  • не сходить с тропинок и не уходить далеко от опушки леса.

В лесу живет множество растений и животных, а далеко не все они дружелюбны к человеку. Чтобы обезопасить себя надо соблюдать правила:

  • нельзя пробовать незнакомые ягоды и грибы, также нельзя дотрагиваться до незнакомых растений;
  • нельзя дразнить лесных животных и пытаться их погладить или взять на руки;
  • в случае встречи с диким зверем надо замереть и не двигаться, возможно зверь не заметит вас и пройдёт мимо;
  • до посещения леса стоит обезопасить себя от укусов насекомых, например, нанести защитный крем или спрей.

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Дом для растений, животных и грибов

Более половины растений, грибов и животных планеты выбирают лес в качестве места своего обитания. Здесь животные могут найти достаточно пищи и защищённое убежище. Что касается растений и грибов, то лесные системы дозволяют им найти в лесах плодородные почвы и комфортные условия для произрастания и размножения, например, благоприятное освещение и влажность. 

Защитник воздуха, водоёмов и почв

Благодаря способности зелёных растений преобразовывать углекислый газ в кислород, лес делает воздух пригодным для дыхания живых существ. Также он способен очищать воздух от пыли и болезнетворных бактерий. Лес защищает почву от вымывания, а реки — от обмеления. Он обогащает почву полезными микроэлементами и укрепляет склоны оврагов и гор.

Место для отдыха человека

Люди с удовольствием посещают леса. Некоторые ходят в лес для сбора грибов и ягод, некоторые — в походы, есть люди, которые посещают лес для наблюдением за живой природой или для сбора лекарственных растений. Впрочем чаще всего люди приходят в лес для того, чтобы отрешится от городской суеты и побыть в тишине природы.

Источник грибов, ягод и лекарственных растений

Уже многие столетия лес кормит и лечит людей. Здесь произрастают десятки видов съедобных грибов: белые грибы, подберёзовики, лисички, грузди, опята и т.д. Также в лесу можно найти заросли ягод: земляники, малины, голубики и черники. Немало в лесу и лекарственных растений. Например, в лесах растёт тысячелистник, зверобой и «царь лекарственных растений» — женьшень.

Источник древесины

Человек использует лесную древесину самыми разнообразными способами: из стволов деревьев строят деревянные дома — срубы, изготавливают доски для сооружения крыш и производства мебели. Сухие деревья и ветки часто используются для обогрева зданий и растопки печей в банях и саунах. Кроме того древесина применяется в химической и лёгкой промышленности для производства бумаги, тканей, удобрений и даже товаров для животных.

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Как разводить костёр

1. Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности!

2. Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.

3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4. Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5. Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на прежнее место.

Раньше я не знал, что перед сооружением костра надо снять верхний слой почвы — дёрн, а потом положить его назад. Мне казалось, что достаточно обложить кострище камнями и просто расчистить его от травы. Сейчас я понимаю как важно всё сделать правильно, ведь сохранив дёрн и вернув его на место мы сохраняем жилище многим обитателям леса. 

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Обсудим

1. Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха?

«Здоровье» леса напрямую зависит от чистоты воздуха, так как деревья и другие растения также являются живыми существами. Как и все живые существа они дышат кислородом. Да, да, углекислый газ деревья поглощают для питания, а кислородом дышат через микроскопические дырочки-устьица, расположенные на поверхности листьев.

Грязный воздух содержит в себе пыль и различные вредные вещества. Они забивают устьица и растение уже не может полноценно дышать. Оно начинает болеть и может даже погибнуть. Именно поэтому в лесополосах у автодорог и в лесах, находящихся рядом с вредными производствами, так много больных деревьев. Так что очень важно сохранять в лесах чистоту воздуха.

2. Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

К сожалению, некоторые люди не обладают достаточной культурой для того, чтобы вести себя на природе правильно. Они относятся к природе как к «ничейной территории», то есть вовсе не думают, что леса, луга, поля и реки — это часть их среды обитания. Такие люди даже не вспоминают об обитателях леса, о растениях и чистоте воздуха и воды. Главное для них — получить минутное удовольствие и навсегда покинуть это место.

Для того, чтобы люди относились к природе бережно, надо с детства рассказывать им о том как важно сохранять природу в первозданном виде. Узнав о связях, существующих в природе, и о том вреде, который человек может нанести своими бездумными действиями, люди начинают задумываться и о своём поведении. Кстати самый лучший способ повысить культуру окружающих — это показать пример правильного поведения в природе.

Проверь себя

1. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?

  • Лес обеспечивает всё человечество кислородом, необходимым для дыхания.
  • Лес перерабатывает вредный для живых существ углекислый газ и снижает его количество в атмосфере.
  • Лес очищает и дезинфицирует загрязнённый воздух.
  • Лес защищает населённые пункты от наводнений и оползней, снижает силу ветра и не даёт рекам обмелеть.
  • Лес защищает сельскохозяйственные почвы от выветривания, что необходимо для получения хороших урожаев продовольственных культур.
  • Лес — это источник древесины и других необходимых для хозяйствования человека материалов.
  • Лес — это источник грибов, ягод и лекарственных растений.
  • Лес — это любимое место отдыха многих людей.

2. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

Лес — это защитник воздуха, так как:

  • поглощает ядовитый углекислый газ и выделяет кислород;
  • очищает воздух от пыли и вредных веществ;
  • удаляет из воздуха болезнетворные бактерии.

Лес — это защитник водоемов, так как: 

  • защищает реки и озёра от обмеления;
  • предотвращает возникновение наводнений;
  • очищает воду перед попаданием её в водоёмы.

Лес — это защитник почв, так как:

  • защищает почвы от выдувания сильными ветрами и вымывания наводнениями;
  • помогает сохранить на полях достаточное количество влаги для роста растений;
  • обогащает почвы полезными веществами.

3. Как правильно вести себя в лесу?

Нужно заботиться о сохранности леса:

  • нельзя жечь сухую траву, листья и не разводить костры в сухую жаркую погоду;
  • нельзя срывать растения, ловить и забирать из леса животных, собирать берёзовый сок и срезать кору деревьев;
  • нельзя шуметь и оставлять мусор после своего пребывания в лесу.

Нужно позаботиться о собственной безопасности:

  • посещать лес только вместе со взрослыми или с опытным проводником;
  • одеть в лес яркую одежду, взять запас воды и заряженный мобильный телефон;
  • не сходить с тропинок и не отходить далеко от опушки леса.

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике (с. 47).

Краткая характеристика зоны тайги по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — тайга;
    • на карте она показывается заливкой тёмно-зелёного цвета.
  2. Особенности природы:
    • Климат тайги отличается очень холодной зимой и достаточно тёплым летом. Действительно, зимой температура воздуха нередко опускается до — 40ºС, а летом подниматься до + 16 ºС — + 20ºС. Кроме того, в тайге достаточно влажные почвы, что очень благоприятно для растений. Впрочем, в северных районах встречаются участки с вечной мерзлотой.
    • Растительный мир тайги очень разнообразен. Большинство растущих здесь деревьев — хвойные: ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница. Также здесь растёт множество грибов, ягод и трав. В тайге обитают бурые медведи, рыси, лоси, барсуки, зайцы, лисы, волки и множество других животных и птиц.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В тайге добывают древесину, а также пушных зверей. 
    • Также в зоне тайги находятся месторождения многих полезных ископаемых, добываемых человеком: уголь, нефть и природный газ.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Главная экологическая проблема тайги — бесконтрольная вырубка лесов. Это приводит к снижению количества лесов России, а также к возникновению стихийных бедствий, например к наводнениям. Для борьбы в этой проблемой государство вводит регулирующие вырубку лесов правила и ограничивает продажу древесины за рубеж.
    • Ещё одна серьёзная проблема тайги — огромные пожары, ежегодно уничтожающие сотни гектаров леса. С возникновением и тушением пожаров борется как специальная государственная служба — МЧС, так и местные органы самоуправления. Кроме того, государство ввело ряд запретов, например, в летний период во многих регионах запрещается заходить в лес совсем.
    • Также леса тайги страдают от действий браконьеров, которые истребляют множество редких животных и рыб. Для сохранения уникальной природы тайги государство создаёт заповедники и заказники.

Краткая характеристика зоны смешанных лесов по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — зона смешанных лесов;
    • на карте она показывается заливкой светло-зелёного цвета.
  2. Особенности природы:
    • В зоне смешанных лесов холодные зимы и тёплое лето. Зимой температура воздуха колеблется от -15ºС до -24ºС, а летом обычно находиться в районе + 20ºС или даже выше. Почвы здесь отличаются хорошим увлажнением, и уже вовсе не встречается вечная мерзлота.
    • Растительный и животный мир зоны смешанных лесов ещё более разнообразен, чем в тайге. Здесь произрастают как хвойные деревья: сосна, ели, лиственница, так и широколиственные: дуб, клён, липа, ясень и вяз. Представители животного мира этой зоны — это волки, лисы, зайцы, бобры, белки, а также лоси, медведи и зубры.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В зоне смешанных лесов люди заготавливают древесину как хвойных, так и широколиственных пород. Обычно древесина дубов, ольхи и ясеня идет на изготовление мебели, а сосны или ели — на строительство домов.
    • В зоне смешанных лесов охотятся на лосей, кабанов, тетеревов и глухарей. 
    • Природных ископаемых в этой зоне не так много. Встречаются нефть, руда и каменный уголь.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Зона смешанных лесов очень хорошо обжита человеком. Здесь находятся крупные города и высока плотность сельского населения. Кроме того, в этой зоне расположено много промышленных предприятий. Вследствие этого, главная проблема этой зоны — загрязнение окружающей среды. Чтобы бороться с вредным воздействием жизнедеятельности человека на природы, государство устраивает заповедники и заказники, в которых запрещена хозяйственная деятельность.
    • В последние годы в смешанных лесах стали всё чаще и чаще возникать крупные пожары. Для предотвращения их возникновения МЧС ограничивает вход в леса для населения.

Краткая характеристика зоны широколиственных лесов по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — зона широколиственных лесов;
    • на карте она показывается заливкой травянистого цвета.
  2. Особенности природы:
    • В зоне широколиственных лесов не такие холодные зимы и жаркое лето. Зимой температура воздуха колеблется от -12ºС до -20ºС, а летом  — + 24ºС, а иногда воздух может прогреться выше + 30ºС. Здесь не такое хорошее увлажнение почвы, как в зоне смешанных лесов, но влаги вполне хватает для буйной растительности.
    • В зоне широколиственных лесов богатый растительный и животный мир. Здесь растут: дуб, клён, липа, ясень, вяз, бук и граб, а также множество кустарников и трав, которые составляют густой подлесок широколиственного леса. Из животных здесь водятся дикие кабаны, олени, зубры, лоси, косули, бурундуки, бобры, ежи, рыси, лисицы, волки и множество других зверей и птиц. 
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В зоне смешанных лесов люди заготавливают древесину как хвойных, так и широколиственных пород. Обычно древесина дубов, ольхи и ясеня идет на изготовление мебели, а сосны или ели — на строительство домов.
    • В зоне смешанных лесов охотятся на лосей, кабанов, тетеревов и глухарей. 
    • Природных ископаемых в этой зоне не так много. Встречаются нефть, руда и каменный уголь.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Так же как и зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов очень хорошо обжита человеком. Здесь находятся крупные города и высока плотность сельского населения. Кроме того, в этой зоне расположено много промышленных предприятий. Вследствие этого, главная проблема этой зоны — загрязнение окружающей среды. Чтобы бороться с вредным воздействием жизнедеятельности человека на природы, государство устраивает заповедники и заказники, в которых запрещена хозяйственная деятельность.
    • В последние годы в смешанных лесах стали всё чаще и чаще возникать крупные пожары. Для предотвращения их возникновения МЧС ограничивает вход в леса для населения.

Краткая характеристика зоны смешанных лесов Дальнего Востока по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — зона смешанных лесов Дальнего Востока;
    • на карте она показывается заливкой изумрудного цвета.
  2. Особенности природы:
    • Климат зоны смешанных лесов Дальнего востока сильно отливается от климата зоны смешанных лесов европейской части России. Зимой здесь очень сухо и морозно. Температура может опускаться до — 24ºС —  — 28ºС. Летом же наоборот очень влажно. Часто идут дожди и в любой момент может налететь тайфун со стороны Японского моря. Температура летом редко поднимается выше + 22ºС, что вполне комфортно для растений.
    • Растительный и животный мир зоны смешанных лесов Дальнего Востока уникален. Здесь встречаются как представители северных лесов, так и жители южного Китая. Например, основу леса составляют хвойные породы: сосна, ель, кедр и пихта. Из-за этого данные леса часто называют дальневосточной тайгой. При этом встречаются  монгольские дубы, маньчжурские орехи и бамбук. Животный мир также сочетает в себе представителей сибирской тайги: медведи, соболи, белки и бурундуки, а также южных видов: маньчжурский заяц, фазан, мягкая черепаха и т.д. 
    • В зоне смешанных лесов Дальнего Востока обитают уникальные животные: уссурийский тигр и уссурийский пятнистый олень, дальневосточный леопард, утка-мандаринка и другие.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В зоне смешанных лесов Дальнего Востока люди заготавливают древесину как хвойных, так и редких широколиственных пород. Обычно древесина дубов, ольхи и ясеня идет на изготовление мебели, а сосны или ели — на строительство домов.
    • В этой зоне человек добывает множество полезных ископаемых: каменный уголь, нефть, золото и различные виды руды.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Бесконтрольная вырубка лесов и браконьеры — это две самые большие экологические проблемы данного региона. Особенно страдают от этого уникальные виды животных Дальнего востока, которых не только истребляют во время охоты, но и лишают привычных мест обитания вследствие вырубки лесов. Многие виды уникальных растений и животных региона сейчас охраняются и ведутся работы по восстановлению их численности.

Задания для домашней работы

1. В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу. Чему может научить тебя прочитанный рассказ?

Анализ рассказа «Свой мусор — всегда с собой» из книги «Великан на поляне»

Рассказ «Свой мусор — всегда с собой» — это очень поучительная история об отдыхе на природе. Трое друзей вместе с папой одного из мальчиков отправились за грибами. Они набрали полные лукошки и решили немного отдохнуть на полянке, устроив пикник.

Всё было просто замечательно, но когда они собрались уходить, то оказалось, что мальчики совершенно не умеют убирать после себя мусор и не знают, чем грозит захламление леса. Мальчики, как и многие другие туристы, оставили после себя:

  • бумагу;
  • полиэтиленовые пакеты;
  • бутылки из под воды;
  • яичную скорлупу.

Васин папа рассказал ребятам, что лес не будет рад такому подарку как мусор, ведь самостоятельно он из леса не исчезает. Как выяснили учёные — экологи, требуется длительное время, чтобы мусор разложился (окончательно сгнил):

  • бумаге требуется 2 -3года, а иногда и 10 лет;
  • полиэтиленовым пакетам для разложение требуется более 200 лет;
  • стеклянные бутылки могут сохраняться более 1 000 лет.

Оказалось, что мусор не просто захламляет лес и убивает его красоту и привлекательность, а наносит действительно огромный вред, в некоторых случаях лес может даже погибнуть из-за обычного мусора. Васин папа назвал самые главные «вредности» мусора:

  • стеклянный осколок может вызвать пожар в лесу, если в жаркую погоду на него упадёт луч солнца и осколок, как увеличительное стекло, подожжёт деревянную веточку или кору от солнечного луча;
  • любой оставленный мусор отнимает жизненное пространство у обитателей леса, так на этом месте не могут вырасти растения или жить животные;
  • мусор нарушает красоту природы на долгие годы, так что нашим потомкам уже не придётся наслаждаться видами красивого и чистого леса.

Мальчики задумали о том, что делать с мусором, чтобы не оставлять его в лесу. В этот раз они просто собрали всё в мусорные пакеты и забрали с собой. Но что делать при многодневных походах? Папа знал ответ и на этот вопрос. Он сказал, что надо:

  1. снять дёрн с небольшого участки земли и осторожно сложить его неподалёку в том порядке, в котором его снимали;
  2. выкопать ямку;
  3. сложить в ямку весь накопленный мусор;
  4. засыпать яму землёй;
  5. сложить дёрн на место, прикрыв голую землю.

Мальчикам очень понравился рассказ Васиного папы и они решили, что больше не будут оставлять мусор в лесу. Я думаю, что это очень правильное решение. Раньше я даже предположить не мог, что для разложения требуется столько лет, столетий и тысячелетий. Я не хочу вредить природы, а убрать за собой мне совсем не сложно. Я же культурный человек!

Анализ рассказа «Горит костёр» из книги «Великан на поляне»

В рассказе «Горит костёр» автор рассказывает о том, какой вред приносит разведение костра в лесу его обитателям и самому лесу. Например, я узнал. что при разведении костра в лесу:

  • портиться почва под кострищем;
  • сгорает множество мелких обитателей живущих в дёрне, на котором развели костёр;
  • для того, чтобы выжженное место — кострище — снова заросло травой требуется 5 — 7 лет;
  • если костёр не затушить или развести неправильно, то может возникнуть лесной пожар и тогда сгорят огромные территории вместе со всеми животными и растениями.

Автор говорит, что если костёр действительно необходим, то развести его можно, но только по правилам:

  • на месте будущего кострища аккуратно снять лопатой верхний слой почвы (толщиной примерно 15 см)- дёрн;
  • снимать дёрн лучше всего отдельными плитками и складывать их поодаль, важно не складывать плитки друг на друга, лучше положить их рядом, в той последовательности в которой снимали дёрн;
  • в полученном углублении надо сложить собранные для розжига костра ветки, размер веток не должен быть больше, чем размер углубления;
  • после того, как костёр будет полностью потушен, надо оставшиеся обгоревшие ветки разнести по окрестностям поляны, чтобы собранные в кучу головёшки не портили красоту леса;
  • внутрь костровой ямы надо вернуть вырезанный дёрн, лучше разложить его в том порядке, в котором вынимали.

Также автор рассказывает, что самая большая опасность для леса — это лесной пожар. Чтобы его избежать, существует несколько правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать:

  • нельзя разводить костёр в очень сухую погоду;
  • нельзя разводить костёр при сильном ветре;
  • очень опасно разводить костёр на торфяниках;
  • нельзя разводить костёр на расстоянии менее 3 метров от деревьев и кустарников;
  • нельзя разводить костёр около пней и между корней деревьев, выходящих на поверхность почвы;
  • нельзя устраивать костёр на участках, захламлённых сухими ветками, например на вырубках;
  • нельзя оставлять костёр без присмотра;
  • нельзя оставлять костёр не потушенным или не до конца потушенным.

Прочитав рассказ я подумал, что конечно правил для разведения костра очень много, но все они важные и я буду их выполнять, ведь я хочу сохранить красоту природы, чтобы приходить в лес вновь и вновь. Ещё для меня стало открытием, что под кострищем может погибнуть множество живых существ, раньше я просто об этом не задумывался, а теперь буду знать. 

Анализ рассказа «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне»

В рассказе «Белый сказочный дворец» автор рассказывает о красоте зимнего леса и о том, как правильно себя вести в зимнем лесу. Лес напоминает ему белый сказочный дворец и автор призывает не повредить эту удивительную красоту во время посещения леса: не оставлять мусор, не стряхивать снег с ветвей и не затаптывать следы животных.

Кроме того, автор приводит пример неправильного поведения в лесу. Так, ребята из рассказа для устройства лыжных соревнований совершили следующие действия:

  • проложили лыжню;
  • пометили маршрут: сначала рисовали на деревьях большие красные стрелки, а затем, когда закончилась краска, стали делать на стволах зарубки;
  • срубили несколько деревьев для организации площадки для отдыха с самодельными скамейками;
  • развели большой костёр;
  • принесли в лес пластиковые стаканчики и коробки конфет, а после пиршества весь мусор оставили в лесу.

В результате следующие посетители леса — второклассники на экскурсии — вместо белого сказочного дворца увидели замусоренный лес, вытоптанную опушку, срубленные деревья и обугленное кострище. Лесу был нанесён серьёзный ущерб, поскольку зарубки на деревьях могут привести к болезни растений и даже к их гибели, да и срубленные деревья уже не вернёшь.

Автор предлагает подумать, как можно было провести соревнования и не повредить при этом лесу? Я думаю, что действовать ребятам надо было следующим образом:

  • лыжню желательно прокладывать по уже существующим тропинкам, не срубая для этого растущие кусты и деревья;
  • для обозначения маршрута можно привязать к деревьям таблички со стрелками, а после соревнования их аккуратно снять (верёвочку надо обвязывать вокруг ствола не повреждая кору);
  • в лесу нельзя рубить деревья без специального разрешения, поэтому в качестве скамеек можно было использовать надувные ватрушки или принесённую раскладную мебель для походов;
  • если костёр был так необходим, то перед его разведением надо было аккуратно разгрести снег, срезать дёрн и сохранить его, а после окончания соревнований аккуратно вернуть дёрн на место и присыпать его снегом (Внимание! Делать это можно только под руководством взрослых!);
  • всю принесённую для пиршества посуду и еду надо собрать потом в пакеты и унести из леса, чтобы поляна осталась точно такой чистой, как и до проведения мероприятия.

Думаю, если бы ребята воспользовались бы моими советами, то второклассники бы тоже попали на экскурсию в белый сказочный дворец.

2. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России.

Тема сообщения: Утка мандаринка — яркий символ вечной верности

План сообщения:

  1. Места обитание уток мандаринок
  2. Внешний вид уток мандаринок
  3. Образ жизни утки мандаринки
  4. Причины сокращения численности этого вида
  5. Мандаринки — символ верности

Важная информация для сообщения:

Утка мандаринка — яркий символ вечной верности

Утка мандаринка — это одна из самых красивых уток мира. Обитают утки мандаринки на Дальнем Востоке. Лето они проводят на берегах Амура, на Сахалине, в Хабаровском и в Приморском крае. А на зиму улетают в Северный Китай и в Японию. Наверное поэтому эту птицу часто нередко называли китайской уткой или мандаринской уткой — от названия сословия чиновников, которых в Китае называли мандаринами. 

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Эта совсем небольшая уточка весом чуть более полкилограмма отличается удивительно необычной расцветкой, Самец мандаринки словно гусар носит перья ярко-оранжевого, синего, фиолетового, желтого и черного цвета. Причем его «одеяние» изобилует контрастными полосками и оригинальными сочетаниями. Самочка мандаринка выглядит не так ярко, но очень изящно. У неё серо-коричневая спинка и рисунок на грудке из перьев белого и серо-коричневого цвета.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Утки мандаринки предпочитают жить в горных лесах на берегу рек. Как и все утки, они прекрасно плавают. Но при этом с удовольствием сидят на ветвях деревьях или на прибрежных скалах. Летают мандаринки быстро и маневренно. Они ловко взлетают с водной глади иногда прямо вертикально вверх. Питаются эти птицы семенами водных растений, моллюсками, червями и икрой рыб.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Гнёзда утки мандаринки устраивают на деревьях, на высоте 5 — 6 метров над землей. Так они пытаются спасти своё потомство от хищников, но помогает это далеко не всегда. Естественные враги мандаринок — выдры, норки, енотовидные собаки и хорьки. Они легко залезают на деревья и разоряют птичьи гнезда. Кроме того, утки мандаринки часто становятся жертвами охотников, поэтому численность их постоянно сокращается.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Сейчас утки мандаринки занесены в Красную книгу России как редкий вид. По подсчётам ученых ух осталось всего чуть более 20 000 пар. Это совсем немного. Кстати, этих птиц всегда считают именно парами, поскольку они образуют союз только один раз и на всю жизнь. В Китае утки мандаринки считаются символом верности и счастья в семейной жизни.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Путешествие в национальный парк «Лосиный остров»

Национальный парк Лосиный остров был основан в 1983 году. он находится на территории Москвы и нескольких городских округов Московской области. По сути это огромный лес, который находится под защитой государства.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

В некоторые места «Лосиного острова» вход категорически запрещён, а часть парка доступна для посетителей. Например, можно посетить так называемую Подмосковную тайгу, живописную долину реки Яуза или Алексеевский пруд. 

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Есть в этом национальном парки и интересные рукотворные места: Лосиная биостанция где можно посмотреть и даже покормить живых лосей, Дендрарий, в котором можно увидеть двухсотлетние деревья. Также можно подняться на вышку для наблюдения за птицами на Чугунном мосту или посетить музей «Русский быт».

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Вообще, на территории национального парка «Лосиный остров» живет 43 вида млекопитающих, 180 видов птиц, 80 видов деревьев, 76 видов кустарников, 128 видов грибов и огромное количество других живых обитателей. 

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Работники парка постоянно придумывают различные программы и проекты, которые помогут посетителям лучше и интереснее познакомиться со всеми богатствами «Лосиного острова». Например в парке можно посетить экскурсии:

  • прогулка по экологической тропе «Заповедный лес»;
  • посмотреть на Верхнеяузские болота;
  • по экологической тропе «Леса России»;
  • конные экскурсии;
  • и множество других.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Также в «Лосином острове» проводятся мастер-классы для желающих: «Изделия из фетра», «Лепка из полимерной глины», «Экооткрытки и экозакладки для книг», обереги из нитей» и другие. В парке проводится множество игровых программ: «экологический квест», игровой квест «В поисках клада», квест «Знаток природы», квест «Юный этнограф.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Национальный парк «лосиный остров» — прекрасное место отдыха для всей семьи. При этом не обязательно ходить по экскурсиям и учувствовать в играх, можно просто устроить пикник в специально устроенных местах или посмотреть на удивительно красивую природу в самом центре нашей страны.

Лес и человек - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник